Блог дмитрия евтифеева. Обзор беззеркальной камеры Olympus OM-D E-M10 Mark III, отзывы профессионалов Olympus OM-D E-M10 Mark III – реальное разрешение

ВСТУПЛЕНИЕ:

Olympus последнее время не слишком часто радует нас новинками. Грандиозный скандал, который пережила компания в конце 2011 года, изрядно "подкосил" финансовые возможности "олимпийцев", что незамедлительно сказалось на разработках и выводе на рынок новых товаров. И к 2014 году линейка камер сократилась почти вдвое, ограничившись "необходимым минимумом".

Справедливости ради, нельзя не отметить, что подобные трудности иногда идут на пользу (в первую очередь нам - потребителям). Компания-разработчик начинает более тщательно и скрупулёзно подходить к выводу на рынок новых моделей, так как вывод не очень удачной может иметь критические последствия. Кроме того, нужно попытаться узкой линейкой продукции "перекрыть" более широкие линейки конкурентов, да и максимально удлинить жизнь каждой модели, сделав её технологически продвинутой.

Бюджетные модели практически убрали, оставив только пару цифрокомпактов-амфибий и пару суперзумов. Да и их особенно бюджетными и не назовёшь. Основной же упор делается на камеры со сменной оптикой стандарта Micro 4/3 .

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Olympus OM-D E-M10 Mark II, СРАВНЕНИЕ С ДРУГИМИ КАМЕРАМИ ЛИНЕЙКИ OM-D:

OM-D E-M10 mark II
OM-D E-M5 mark II
OM-D E-M1
Сенсор Micro 4/3 Live MOS, 17,3 x 13 mm
Количество мегапикселей Всего - 17,2; эффективных - 16,1 Всего - 16,8; эффективных - 16,1
Процессор TruePic VII
Фото JPEG (Exif 2.2), RAW (12 bit); максимальное разрешение кадра - 4608х3456, MPO (3D)
Видео FullHD (MOV: MPEG-4AVC, H.264; AVI: Motion Jpeg), 60p, 50p, 30p, 25p, 24p FullHD (MOV: MPEG-4AVC, H.264; AVI: Motion Jpeg), 30p, 25p, 24p
Чувствительность ISO от ISO 200 до ISO 25600 (расширяемая до ISO 100) от ISO 200 до ISO 25600 (расширяемая до ISO 100)
Стабилизация изображения Сдвиг сенсора, 5-осевая, до 5 шагов EV Сдвиг сенсора, 5-осевая, до 4 шагов EV
Система автофокусировки Контрастная, 81 зона Контрастная, 81 зона Гибридная (81 контрастная зона + 37 фазовых датчиков)
Экспозамер 324 зоны
Скорость срабатывания затвора От 1/16000 до 60 секунд (с механическим затвором - минимум 1/4000 секунды), Bulb От 1/16000 до 60 секунд (с механическим затвором - минимум 1/8000 секунды), Bulb
Скорость серийной съёмки 8,5 к/с 10 к/с 10 к/с
Дисплей Поворотный, сенсорный, 3" с разрешением 1,037 Мп Наклонний, сенсорный, 3" с разрешением 1,037 Мп
Видоискатель Электронный, 2,36 Мп; увеличение 1,23х (100% охват) 1,48х (100% охват) Электронный, 2,36 Мп; увеличение 1,48х (100% охват)
Вспышка Встроенная, ведущее число 8,2 (при ISO200) Внешняя (в комплекте), ведущее число 12,9 (при ISO200)

Внешняя (в комплекте), ведущее число 10 (при ISO200)

Wi-Fi / GPS Да / Нет Да / Нет Да / Нет
Интерфейсы AV/USB, micro-HDMI AV/USB, micro-HDMI, микрофонный вход 3,5 мм, выход на наушники 3,5 мм AV/USB, micro-HDMI, микрофонный вход 3,5 мм, порт подключения внешней вспышки
Аккумулятор BLS-50 (8,5 Вт*час), 320 кадров (CIPA) BLN-1 (9,3 Вт*час), 310 кадров (CIPA) BLN-1 (9,3 Вт*час), 350 кадров (CIPA)
Корпус Металл, без защиты от влаги Магниевый сплав с з ащитой от влаги Магниевый сплав с з ащитой от влаги
Габариты, вес 120 х 83 х 47 мм, 390 грамм 124 x 85 x 45 мм, 469 грамм 130 х 93 х 63 мм, 497 грамм

Фактически, Olympus во многом повторяют линейку камер Fujifilm (ну, или Fujifilm повторяет линейку Olympus - это уже как кому больше нравится). Как и Fujifilm в своё время представили "упрощённый" , который мало отличался от флагманского функционально, но существенно дешевле стоил, так и Olympus решили заполнить нишу упрощённым "почти флагманом".

Как и в случае с Fujifilm, системные камеры OM-D с момента своего запуска имеют достаточно характерную и узнаваемую внешность, стилизованную под ретро-зеркалки. Как и в 70-е годы 20-го века основной упор делается на компактность, но при этом соизмеримую с "большИми" камерами функциональность и удобство использования.

Корпус E-M10 mark II выполнен из металла с прорезиненным покрытием передней части. Камера выглядит очень красиво, производит впечатление дорогого качественного изделия. Она идеально собрана, все чётко подогнано, ничего не скрипит, не люфтит и ощущается монолитно. В руках E-M10 mark II держать действительно удобно, несмотря на довольно маленький выступ батарейной ручки. Удобство обеспечивается благодаря небольшому выступу под большой палец на тыльной стороне камеры. На самом деле, уже все производители беззеркалок поняли, что таким нехитрым и очевидным способом можно существенно улучшить хват камеры, и практически повсеместно внедряют его, что радует.

Основных же минусов два. Во-первых, корпус, в отличии от старших OM-ов, не защищён от влаги. Влагозащищенных объективов в линейке Olympus уже предостаточно, так что дополнительная защита была бы полезным дополнением. Но с другой стороны, за счёт этого (в том числе) была существенно снижена стоимость камеры. И во-вторых, как и в старшей модели, все кнопки на корпусе камеры - мелкие и недостаточно выпуклые. Так что, обладателям больших рук (как и людям с не очень хорошим зрением) придётся привыкать к эргономике.

Кнопок на "десятке" меньше, чем "пятёрке", а программируемых - всего три. Кроме того, здесь нет интересного 2-позиционного переключателя, который присутствует на старших моделях и позволяет менять логику работы колёс управления (подробнее об этом есть в обзоре E-M5 mark II) . Все три колеса управления сосредоточены с правой стороны. Камера позволяет очень гибко настроить управление. Помимо трех функциональных клавишь, можно перепрограммировать кнопку активации видеозаписи, а также запрограммировать оба колеса управления. На выбор предоставляется более двадцати функций.

Учитывая, что камера достаточно маленькая, для удобства использования, колёса пришлось разнести по высоте и сделать рифлёными. Колесо выбора режимов, так вообще, существенно приподнято над корпусом. И нужно сказать, что выглядит это всё здОрово, реализовано качественно, да и пользоваться действительно удобно.

В камере используется 3-дюймовый дисплей с разрешением 1 037 Мп - по характеристикам такой-же, как и во всей линейке OM-D. То, что его сделали поворачивающимся в одной плоскости, видимо, заслуга маркетологов. Ничего не мешало сделать дисплей поворотным во всех плоскостях, как в E-M5 mark II, но была необходимость "развести" продукты, увеличив количество преимуществ между старшей и младшей моделями.

Дисплей сенсорный, с его помощью можно изменять зону фокусировки, скролить меню и пролистывать фото при просмотре. Но мультитач не поддерживается, так что привычным "смартфонным" жестом увеличить или уменьшить фото во время просмотра не получится.

Электронный видоискатель имеет такое-же разрешение, как и у других камер линейки - 2,36 Мп, но меньшее увеличение (1.23х против 1.48х, что заметно при использовании). Но наконец-то его реализовали на основе OLED-матрицы. В "пятерке" картинка казалась очень уж холодной, что вызывало дискомфорт. Здесь-же такого эффекта нет - изображение контрастное, теплое и приятное для глаз.

Кроме того, в новинке появился интересный режим работы ЭВИ - Simulated optical viewfinder (Симуляция оптического видоискателя) . В нём изображение в видоискателе не отображает реальную экспозицию, а пытается симулировать то, что мы теоретически должны видеть через оптический видоискатель (если бы таковой был). На практике - это не более чем интересная фишка, практическая польза от которой стремится к нулю.

ВСПЫШКА:

В камере есть встроенная вспышка и горячий башмак. Вспышка не мощная - ведущее число всего 8,2 при ISO200 (в пересчете для ISO100 ведущее число будет всего-то 5,6). Но в камеру такого размера едва-ли можно было разместить более мощное освещение. Вспышка может работать в таких режимах: авто, ручной (с установкой делителя мощности от 1/1,3 до 1/64), подавление эффекта «красных глаз», медленная синхронизация и медленная синхронизация с подавлением эффекта «красных глаз», синхронизация по второй шторке. Можно устанавливать компенсацию в диапазоне -3…+3 EV с шагом в 1/3 ступени. Скорости синхронизации можно регулировать в пределах от 1/250 до 1/60 секунды, а также установить режим высокоскоростной синхронизации (Super FP) с выдержкой 1/4000 секунды.

К сожалению, конструкция вспышки не позволяет изменять угол её наклона, так что направить её в потолок для получения более мягкого свето-теневого рисунка не получится.

Как видно из приведённой выше таблицы, отличия у камер минимальные. У E-M10 mark II, помимо упрощённого корпуса и видоискателя, ниже скорость серийной съёмки, а механический затвор ограничен минимальной скоростью срабатывания в 1/4000 сек (у старших моделей - 1/8000). Кроме того, есть незначительные отличия в реализации программных "улучшателей". Но, с другой стороны в камере есть функции, которыми не могут похвастаться даже старшие модели. Но, правда, все эти функции полностью программные и не исключено, что они могут появиться в других камерах OM-D с выходом новых прошивок.

Первое - режим AF Targeting Pad (Тачпад автофокус) . Если активировать эту функцию, можно глядя в электронный видоискатель производить фокусировку, проводя пальцем по дисплею. Сам дисплей, если поднести камеру к лицу, "гасится" датчиком приближения, работает только сенсорная панель. Это очень удобно, так как позволяет изменять точку фокусировки, не используя навигационные кнопки.

Еще одна интересная функция - Focus BKT (брекетинг по фокусировке) . Суть заключается в том, что камера может делать определенное количество снимков, автоматически смещая плоскость фокусировки от кадра к кадру. Тот, кто занимался предметной и макросъёмкой знает, что получение большой глубины резкости - это задача не из простых, так как даже сильное закрытие диафрагмы может не дать достаточную ГРИП, чтобы получить весь объект целиком в резкости. На сегодняшний день для решения подобных задач чаще всего используется метод совмещённого фокуса - Focus Stacking . Он позволяет увеличить глубину резкости путём объединения нескольких кадров с разной фокусировкой. Это самый качественный, но при этом и весьма трудоемкий, и затратный по времени метод. Во-первых, необходимо фокусироваться вручную, последовательно меняя плоскость фокусировки и при этом соблюдать определённый шаг. При этом, нужно учитывать, что с удалением объекта съёмки от камеры, увеличивается и , так что плоскости фокусировки будут расширяться. Во-вторых, учитывать, что при перефокусировке многие объективы незначительно изменяют , так что изображения будут не совсем идентичны. Это может создать дополнительную "возню" при совмещении снимков в графическом редакторе. И в-третьих, все снимки нужно делать так, чтобы при перефокусировке не захватывать "лишнюю" зону резкости, так как это тоже создает определённые дополнительные сложности при совмещении кадров.

После этого, полученные снимки можно объединить в фотографическом редакторе (Photoshop и любом другом на выбор).

Часть трудоёмкого вышеописанного процесса Olympus автоматизировали. Но без нюансов, конечно, не обошлось). Во-первых, полученные с помощью Focus BKT снимки все равно придётся объединять в графическом редакторе, так как внутрикамерная обработка этого делать не умеет. Во-вторых, с особенностями работы брекетинга придется разбираться эмпирическим путём. В камере есть 2 настройки, отвечающие за его работу: количество снимков (от 1 до 999) и сдвиг фокусировки, измеряемый в неких условных единицах (от 1 до 10). Так вот, эти параметры придётся подбирать, в процессе съёмки, методом проб и ошибок, так как определить сколько нужно снимков для получения резкого изображения камера сама не может, а понять логику сдвига фокусировки сходу не получится, так как это не понятно к чему привязанные величины.

Но, тем не менее, потратив некоторое количество времени на подбор нужных параметров, в дальнейшем можно существенно экономить время съёмки. Тем более, что сам автоматический процесс фотографирования проходит очень быстро.

Во всех трех камерах линейки Olympus используется, скорее всего, один и тот же сенсор на 16 мегапикселей (информацию о происхождении сенсоров и их модификациях производитель старательно прячет "за семью замками"). Во флагманском E-M1 в сенсор дополнительно интегрированы ещё и фазовые датчики, которые позволяют производить более точную следящую автофокусировку при съёмке движущихся объектов.

На сегодняшний день 16-мегапиксельный сенсор можно, де-факто, считать стандартом системы Микро 4/3. Пока что, есть только две камеры с сенсором на 20 Мп - это Olympus PEN-F и Panasonic DMC-GX8 . Размер сенсора для систем Микро 4/3 составляет 17.3 x 13.0 мм, в то время как размеры полного кадра - 36 x 24 мм. Если посчитать, то получится, что площадь сенсора Micro 4/3 в 3,8 раза меньше площади сенсора полнокадровой камеры. Значит, полный 35-мм сенсор с такой-же, как у E-M10 mark 2 плотностью пикселей, имел бы разрешение в 62 Мп. И ни для кого не секрет, что увеличение числа пикселей (а как следствие - уменьшение их размера и расстояния между ними) ощутимо сказывается на "шумности" получаемого изображения. На сегодняшний день только у Canon есть 35-миллиметровая камера с рекордным 50-мегапиксельным сенсором, в которой было изрядно "подкручено" максимальное значение ISO, чтобы "не пугать" пользователей сильным цифровым шумом. Потому, как мне кажется, даже 16 Мп - это максимальный разумный предел для такого размера матрицы, а 20 Мп - это уже "немного перебор".

У камеры очень неплохой динамический диапазон. Она отлично справляется со сценами, в которых присутствуют сильные перепады яркости. Из сильно недоэкспонированного RAW-файла путем нехитрых манипуляций в графическом редакторе, можно получить вполне приличную картинку. Естественно, проявятся шумы, но лишь в виде "зерна", а не грязных цветных пятен. Ниже пример фото: справа - оригинальный JPEG, слева - изображение из RAW-файла с "вытянутыми" тенями +80 в Adobe Camera RAW.

Что касается "шумности", инженеры Olympus, кажется выжали из данного сенсора всё, что можно было "выжать". Камера начинает шуметь уже на ISO1600, но позволяет получить вполне приличную картинку вплоть до ISO3200. На ISO6400 уже видна существенная потеря детализации и выше светочувствительность поднимать не стоит ни в коем случае.

Скачать оригиналы снимков, сделанных с использованием разных значений ISO (RAW+JPEG) для самостоятельного детального изучения можно по этой ссылке .

Традиционно, в камере используется контрастная система автофокусировки. В E-M10 mark II она такая же, как и в E-M5 mark II - 81 датчик фокусировки, практически полностью покрывающие кадр. Одиночная фокусировка очень быстрая и цепкая. Её точность практически всегда превышает точность фазовой автофокусировки зеркальных камер, так как фокусировка осуществляется датчиками, расположенными на матрице, а не отдельными датчикам, расположенными на зеркале, которые требуют очень точной юстировки.

В сравнении с я разницы не ощутил, автофокусировка очень быстрая. Но вот, если сравнивать с , то разница в работе автофокуса ощущается очень сильно. При единичной фокусировке (особенно в условиях низкой освещённости) Panasonic фокусируется быстрее и точнее. И это при том, что формально автофокусировочная система GM5 значительно проще - 23 датчика против 81. Но при использовании следящей автофокусировки, E-M10 mark II все же ведет себя корректнее, реже сбивается и теряет объект съёмки. И тем не менее, с полноценной съёмкой быстро движущихся объектов современные беззеркальные камеры с контрастным автофокусом пока не справляются. Здесь однозначное преимущество у камер с фазовой (или гибридной) автофокусировкой.

Камере досталась новая 5-осевая матричная система стабилизации изображения, но более упрощённая, относительно E-M5 mark II, модификация. К сожалению, и скорее всего, по этой причине в E-M10 mark II нет High Res Mode, который был у E-M5 mark II. Согласно спецификациям, стабилизатор может компенсировать до 4 EV (в E-M5 mark II - до 5 EV). На практике, мне удалось получать более-менее приемлемые снимки даже на выдержке 1/2 секунды. И это очень хороший результат.

А вот, что касается видео - тут уже стабилизатор старшей камеры справляется с колебаниями значительно аккуратнее. Так что, если планируете съёмку видео с рук - E-M5 mark II вне конкуренции.

ПЛЮСЫ КАМЕРЫ:

  • эффективный 5-осевой стабилизатор изображения;
  • отличное качество изображения (RAW и JPEG), широкий динамический диапазон;
  • быстрый и точный автофокус (для одиночной съёмки);
  • хорошее качество изображения, до ISO3200 включительно;
  • отличный контрастный OLED-видоискатель;
  • высокая скорость серийной съёмки;
  • интересные функциональные решения, такие как AF Targeting Pad и Focus BKT , которых (пока) нет даже в более дорогих камерах;
  • очень гибкая настройка "под себя" механических элементов управления камерой;
  • встроенный Wi-Fi и функциональное мобильное приложение для связи с камерой;
  • предусмотрен опциональный батарейный блок;
  • цена.

МИНУСЫ КАМЕРЫ:

  • нет внутрикамерной склейки панорам;
  • отсутствие выхода на наушники и микрофонного входа;
  • нет съемки 4К video;
  • низкая автономность;

ВЫВОДЫ:

В процессе подготовки выводов о Olympus E-M10 mark II не покидало ощущение Дежа-Вю, настолько перекликались выводы с обзором Fujifilm X-T10. Даже фраза "фактически за цену на 500 долларов ниже стоимости флагмана, вы получаете камеру, у которой по таким-то пунктам урезан функционал" более чем применима и к этому обзору, но с одним существенным "НО". Есть момент, который должен изрядно озадачить с выбором потенциальных покупателей.

Ключевое отличие между E-M10 mark II и E-M5 mark II (я сознательно не упоминаю E-M1, так как она технологически уже едва-ли может называться флагманом, думаю в самое ближайшее время производитель обновит её до E-M1 mark II) - это наличие более эффективного стабилизатора изображения у последнего. Этот фактор "тянет" за собой существенные бонусы при съёмке видео с рук и наличие интереснейшего High Res Mode .

Второй ключевой момент - не защищенный от воздействия влаги корпус.

Все остальные различия - программные (вернее сказать - маркетинговые), которые могут быть устранены с выходом очередной прошивки.

E-M10 mark II - это прекрасная высокотехнологичная камера в стильном, красивом, качественном, эргономичном (тут ещё можно добавить эпитеты) корпусе, которая ещё и выдает прекрасную картинку. Камера не боится сцен с большим перепадом яркостей, её RAW-файлы отлично "тянутся".

За эти-же деньги можно присмотреться к всё тому-же Fujifilm X-T10 или Panasonic Lumix G7 или Sony a6000. На стороне Fujifilm и Sony - больший размер сенсора (и как следствие меньшие шумы), но проще функциональное наполнение. На стороне Panasonic - лучше возможности по съёмке видео.

Общие замечания

В плане крепости конструкции и надежности сборки Olympus OM-D E-M10 Mark II меня порадовала. Это, конечно, не камеры начала 2000-ых, производства Японии, но на сегодняшний день вполне надежная камера. Несколько странной выглядит крыжечка отсека карты памяти+батареи т.к. она не подпружинена, как это обычно бывает. Или слишком слабая пружинка... Неудобно её выковыривать.

На задней стороне расположены управляющие кнопочки (пишу уменьшительно-ласкательно т.к. они очень маленькие). Кнопка «Menu», кнопка «Info», джойстик для перемещения по экрану.

Эти кнопки часто бывают нужны, т.к., например, только через меню можно включить такие функции как HDR или брекетинг. Через меню меняет формат файла и функции ЖК экрана.

С помощью джойстика можно перемещаться по снимку при просмотре (кстати, кнопка просмотра внизу и довольно маленькая и не особенно выпуклая), но левая кнопка джойстика почти вплотную к ЖК экрану — это неудобно.
Короче говоря проектируя миниатюрную фотокамеру, наверное, стоит задуматься о том, что эксплуатировать её будут не мыши, а вполне себе полноразмерные люди, которым гораздо удобнее будет, если кнопки будут выпуклые и их можно не только увидеть, но и нащупать. Это претензия далеко не только (и не столько) к беззеркалкам Olympus, но ко всем беззеркалкам вообще.

Есть такой тип пользователей беззеркалок, как люди старше 50-ти с не очень хорошим зрением в силу возраста (да что говорить и у молодых нынче не все впорядке бывает со зрением из-за засилья всяких гаджетов и ТВ). Они бы и рады использовать беззеркальную камеру, которая позволит избавиться от тяжелой и большой (субъективно) ноши в виде зеркалки, но как они будут высматривать эти микро надписи? Каждый раз очки одевать?
Я понимаю так, что конструировал эту камеру 20-летний парень, у которого зрение единица.

Видоискатель

Электронный видоискатель — отдельная тема для разговора. Я всегда против электронного видоискателя т.к. он показывает не натуральную картинку, а то, что может передать на сегодняшний день электроника. И хоть в Olympus OM-D E-M10 Mark II стоит ЭВИ на 2,36млн пикселей (что весьма много!), но в плане передачи цвета его нельзя считать идеалом, потому мне не очень понравилось, как он отображал результат работы поляризационного фильтра.

на снимке B+W ND-Vario

Учитывая, что у камеры есть стилизованная выпуклость под пентапризму, то почему бы не сделать ОВИ? Для его ценителей... Это, конечно, мечта..."Чем больше электроники — тем лучше!" современный маркетинг

Качество снимков

Качество (техническое) снимков зависит от нескольких факторов:

Характеристик сенсора / матрицы фотокамеры (разрешение, )
- объектива (разрешение, контраст, характеристики на разных фокусных расстояниях в случае зум-объектива)

Разрешение

Всегда скептически относился к камерам с большим кроп-фактором. По той простой причине, что есть предел уменьшения пикселя и достигается он весьма легко, после чего пропадает детализация и не спасает даже самый лучший объектив. И конечно же невозможность иметь сверхширокоугольный объектив нормального качества.

В Olympus OM-D E-M10 Mark II мы имеем кроп 2.0 и размер сенсора 17.3 x 13.0 мм. Это четверть от полного кадра 35мм и в ходе моих съемок я нащупал предел разрешения этой матрицы.
Здесь мы имеет плотность пикселей в 266 пикс/мм и это рекорд среди тех камер, что я знаю. Canon 5Ds даёт 242 пикс/мм, Canon 7D mark II даёт 243 пикс/мм.

Если бы Olympus сделал полнокадровую камеру, что её разрешение было бы 9310 х 6384 пикс, что соответствует 60 Мпикс!

На плотность пикселей я и полагался, когда снимал пустыню и каньоны и в целом мои надежды оправдались, но если кадры увеличить, то видно, что на 16 Мпикс они не «тянут». Детализация хорошая, но чуть увеличил и виден её порог.

Не думаю, что другой объектив вместо китового 14-42mm сильно улучшит ситуацию т.к. я и так снимал на диафрагмах F5.6-8, что нивелировало разницу между топовыми «стеклами», которые оптимизируются под открытые диафрагмы и бюджетными.

Мой вывод: Для фотолюбителя такого разрешения может быть вполне достаточно, но профессионалу любителю пейзажей мало. В следующий раз я бы хотел иметь камеру типа Canon 5Ds .

Динамический диапазон

Динамический диапазон у Olympus OM-D E-M10 Mark II вполне приличный, вопреки ожиданиям. Она вполне неплохо справляется как с недоэкспозицией, так и с переэкспозицией.

Пример недоэкспозиции и вытащенных деталей из теней.

Снимок с полным набором яркостей от белого до чёрного от черной ткани на рукавах куртки малыша до белого песка справа.

снимок не обработан

А если немного добавить контраста и резкости...

Очень прилично справляется со сценой с большим перепадом яркостей!

Теперь попробуем немного переэкспонировать...

Очень хороший результат для маленького сенсора.

К примеру телефон iPhone 4S с таким перепадом яркостей совсем не справляется. Это достаточно печально, потому что Olympus OM-D E-M10 Mark II не умеет клеить панорамы!

Если вы не читали предыдущую статью, с примерами снимков каньона, то я предвижу возгласы, что мол грешно сравнивать фотокамеру и телефон, но .
Программисты Apple очень хорошо поработали именно над этим моментом и на данный момент я не вижу смысла пытаться клеить панорамы беззеркалками с обычными объективами.

Шумы

Да, шумов достаточно. Но они меня не удивили, ведь такая большая плотность пикселей на столь малом по размеру сенсоре. Зато нет таких явных шумодавов, как на Фуджи.

Конечно, сильно будет влиять тёмное в итоге фото или нормально экспонированное. Это вы учтите при пользовании фотокамерами. Если у камеры нет сильных шумов на ISO 800 при нормально экспонированном фото, то при недоэкспозиции на ISO 800 и вытянутой хотя бы на одну ступень картина будет совсем другая. Это касается всех фотокамер. Важно, достаточно ли света попало на матрицу. Нет света — нет деталей из-за сильных шумов.

Вот фото, снятое с меньшей выдержкой (чтобы не было «шевелёнки») и затем вытянуто на 1.8 ступени в RAW конвертере.

Цветопередача

Цветопередача матрицы складывается из нескольких параметров:

Глубина цвета (физическая, а не виртуальная)
- качество АЦП
- баланс белого

Глубина цвета
Глубина цвета на Olympus OM-D E-M10 Mark II заявлена в 36 бит, т.е. 12 бит на канал. Не очень много с одной стороны, но в целом, на глаз, должно быть неразличимо от 48 бит, например. Важно тут скорее строение матрицы, сколько фотодиодов отвечает за зелено-жёлтый спектр, к которому наиболее чувствительны наши глаза. Матрица здесь типичная, байеровская, с упором на жёлто-зелёный спектр, так что проблем с цветопередачей в теории быть не должно (по крайней мере если не устраивать «лабораторные» тесты).

Качество АЦП
Качество АЦП при таких миниатюрных размерах сенсора может сыграть дурную шутку с любой матрицей т.к. приходится делать и качественно и не слишком дорого, что реализовать в миниатюрных масштабах намного сложнее.
Т.е. в теории такая высокая плотность пикселей должна давать потрясающую равномерность цвета, но не даёт ввиду технологических ограничений.

Баланс Белого
Казалось бы совсем виртуальный параметр из мира компьютеров, а не фотокамер, но часто ли мы вручную ставим Баланс Белого? Я снимаю, положим на iPhone и поражаюсь красивому синему небу (хоть и шумному) и бежевым скалам. Тут же поднимаю камеру Olympus OM-D E-M10 Mark II , делаю снимок и вижу, что скалы стали более жёлтые, а небо более циановым.
Где правда, брат?

снято на iPhone 4S

Мы можем спорить до хрипоты, что это не физическая характеристика камеры, но на самом деле это важный параметр. 99% фотографов снимают на автоББ (моя ). Потому и возникают часто баталии «Никон синит», а «кэнон краснит». На самом деле проблема в цветовых профилях этих камер и их интерпретации RAW конвертером.

Дело может дойти до того, что фотографу любителю категорически не понравится вполне качественная камера просто потому, что цвета из неё выходят какие-то не такие, как у соседа (с кэнон, например).

Объектив

Про объектив Olympus M.ZUIKO DIGITAL ED 14-42mm 1:3.5-5-6 EZ мне сказать особо нечего. Разрешение на закрытых диафрагмах у него нормальное, соответствует сенсору. В некоторых положениях зума он ловит блики довольно сильно, но в основном хорошо справляется с боковым светом. Нареканий в этом плане нет ни на объектив, ни на матрицу (например, в отличие от Fuji).

Если очень захотеть, то можно «запарить» любой объектив, а уж зум-объектив и подавно. Потому я в таких удачных условиях нашёл и его слабое место.

Зум на этом объективе электронный, достаточно создать небольшое крутящее усилие в определенную сторону на кольце зуммирования и объектив отработает. Мне больше по душе «мануальные» зум-объективы. В частности еще потому, что это довольно сильно расходует аккумулятор (о чём, кстати, предупреждают и в руководстве к камере). Соответственно «ручной зум» здесь тоже электрический и ничем не спасает от траты драгоценной электроэнергии.
Вот ведь люди... Знали, что ёмкости аккумулятора будет сильно не хватать, но еще и зум поставили только электрический, отделавшись строчкой в руководстве с предупреждением...

Работа от аккумуляторов

Это самое «слабое место» камеры Olympus OM-D E-M10 Mark II . Я поехал в поездку с одним аккумулятором, т.к. выезжал очень оперативно, да и камера была не моя.
На сегодняшний день покупая беззеркальную камеру не забудьте купить к ней чемодан аккумуляторов. Утрирую, но штуки 3 аккумулятора обязательно нужно купить сразу.
Иначе вместо полноценной съемки интересных сюжетов ваша поездка превратится в борьбу за утечку тока.

Начну я с того, что пользуюсь обычно зеркальной камерой Canon 5D mark II с батарейной ручкой. Бывает время от времени забываю её заряжать и мне удается отснять фотосессию на остатках заряда. Поминуя ранее использовавшуюся мной камеру серии 1D меня это ничуть не удивляет и я считаю это нормальным.
Я ни разу не забывал заряжать беззеркалку Olympus OM-D E-M10 Mark II , но розетки в снимаемой квартире были расшатаны и дети задели вилку. В результате по приеду на местность, когда я ахнув от красоты открывшейся мне картины потянулся за камерой, камера весело заминала мне надписью «Батарея разряжена».
Слов у меня не было. Мы ехали целый час в это место по жаре, чтобы остаться со открывшимся пейзажем наедине, без камеры. Понять меня может только фотограф-пейзажист.

Что же я сделал? Я отснял панорамы на iPhone 4S , насколько смог хорошо. После чего опубликовал фото в группе в Фейсбуке и пригласил туда всех желающих (мне нужно было собрать денег на поездку до этого места). Желающие разделили со мной стоимость поездки и всё оказалось осуществимо.
Парадокс, но спас меня телефон. Вот потому в следующую поездку я взял с собой не только Olympus OM-D E-M10 Mark II , который я 10 раз перепроверил в плане заряженности батарей (Тут тоже подвох, одна пропавшая частичка на значке батареи означает почти полную разрядку. Т.е. есть только два состояния индикатора батареи: камера полностью заряжена и камера полностью разряжена. Попробуйте определить текущий заряд с помощью интуиции или энергии космоса, если вы настоящий джедай), но и полностью заряженный телефон с панелькой-powerbank и мыльницу Canon IXUS, которую я обычно использую для подводной съемки.

набор для пустыни

— GPS Garmin 60 CSx
— «кенгурушка» т.к. днём очень жарко, а ближе к вечеру бывает весьма холодно и ветрено
— светофильтры всех мастей из которых самый полезный — поляризатор
— набор для чистки фотооптики от Carl Zeiss
— отражатель 80см от Falcon Eyes (на случай портетов)
— цифромыльница Canon IXUS (на всякий случай)
— мощный фонарь (1800 люменов, все весьма впечатлились вечером, когда стремительно стемнело. Можно сказать он стал спасением всей группы в тот раз)
— штативчик манфротто pixi (полезная и легкая вещь, особенно, в тёмное время суток. Ну и для селфи тоже:))
— рюкзак KATA (на все случаи жизни. в данном случае я туда положил камень из пустыни, завернув в полиэтилен. А то очень уж легко было:))

Итоги

По итогам могу сказать, что камера Olympus OM-D E-M10 Mark II весьма приличная получилась и я не пожалел, что взял её с собой. Да, можно было снять лучше на зеркальную камеру, особенно на ту же Canon 5Ds или что-то с большой плотностью пикселей и высоким общим разрешением. Можно было лучше снять и на Sony A7 II, A7R, A7R II с объективом ZEISS Batis 25/2 (а еще потребуется ZEISS Batis 85/1.8 для портрета!).

Но такие решения были бы намного дороже и на тот момент у меня их не было. Да и цель была конкретная — протестировать камеру Olympus OM-D E-M10 Mark II , любезно предоставленную мне Алексеем Литвиным, за что ему огромное спасибо!
Кстати, он продаёт свой Canon 1D mark IV , так что кому надо — обращайтесь ко мне, я ему передам.

С точки зрения шумов Olympus OM-D E-M10 Mark II шумит относительно сильно, потому использовать её желательно в солнечную погоду. Стабилизатор в камере работает неплохо. Может на Sony A7 II получше (по моим ощущениям), но здесь тоже неплохо!
Объектив я бы к Olympus OM-D E-M10 Mark II брать не стал. «Китового» зума более чем достаточно и вряд ли вы увидите что-то принципиально новое на супер-фиксе от Олимпус. А здесь уже закрыты самые полезные фокусные расстояния: 25мм (пейзаж) и 85мм (портрет).

На что еще обратить внимание — на вспышку. Встроенная вспышка очень слабая. Сильно рекомендую обзавестись какой-то хорошой выносной «накамерной» вспышкой, возможно от Canon и запускать её с помощью радиосинхронизатора (Olympus OM-D E-M10 Mark II позволяет это делать). Я если еще обзаведетесь складным софтбоксиком 60×60см, то чудо-портреты с природы «в вашем кармане».

Меня удивила столь объемная инструкция к камере — аж 167стр! Я с трудом её осилил и только ради ради обзора (чтобы не пропустить какую-нибудь важную функцию). Это еще один странный момент с этой камерой... Камера для любителей книг:)

Ну вот и всё. Остаемся с Вами на зимовку! :)
И передаём привет всем дахабчанам, которые будут праздновать Новый Год в Египте!

редкий кадр вырезан из видео, снятого на телефон — я фотографирую

P.S. Кто угадает что за фрукт/овощ на фото? :)

Бонус — исходные файлы с Olympus OM-D E-M10 Mark II

Есть ли встроенные «улучшатели снимка» в Olympus OM-D E-M10 Mark II

Я взял одно из своих фото, снятых на ISO 800 (редко снимаю на таком большом ISO) в формате RAW , открыл его в Adobe Camera Raw и поставил все настройки на ноль. Нет ни контраста из конвертера, ни повышения резкости или подавления шумов.

Тот же самый RAW файл я открыл в RAWDigger и сохранил Tiff . Открыл его в Adobe Photoshop и приложил к первому открытому файлу. Вот что получилось.


Во второй части обзора мы поговорим о начинке камеры - фотосенсоре, затворе, фокусировке и стабилизаторе, оценим шумы и посмотрим на качество картинки и видео.

Фотосенсор

Во всех камерах линейки OM-D используется по сути один и тот же фотосенсор 16 мгпкс формата micro 4/3 (с незначительными вариациями типа фазовых датчиков в E-M1).
Это часто служит поводом для упреков в адрес Olympus. Мол, сколько уже можно делать камеры на одной и той же матрице. С другой стороны, 3.5 года - не такой уж большой период времени, если вспомнить Кэнон, то они часто используют один и тот же техпроцесс сенсоров (причем в равной степени на кропе и ФФ) на протяжении 4-5 лет. Не надо также забывать, что совершенствуется электронная обвязка матрицы, что в некоторых случаях позволяет добиться улучшения по шумам.

Сегодня мы попробуем разобраться, есть ли видимая разница по шумам между тремя последними камерами Olympus - E-M10, E-M5 Mark II и E-M10 Mark II.
Тестовая сцена у нас довольно бесцветная (основная задача сейчас - посмотреть шумы и ДД, а про цветопередачу и так известно, что у Олимпуса она отличная, и у новой камеры в этом плане никаких отличий нет).


Освещение - люминесцентная лампа с CRI >90, прогретая в течение часа после включения.
Объектив - OM Zuiko 50 1.2, f/4.0. Ручная фокусировка.
Мишень Colorchecker в расфокусе намеренно, чтобы было легче оценивать шумы.
Режим съемки - "М", ISO и выдержка устанавливались вручную - 200 (1/13), 400(1/25), 800 (1/50), 1600 (1/100), 3200 (1/200), 6400 (1/400), 12800 (1/800), 25600 (1/1600).
Режим затвора - механический, антишок включен, задержка спуска 12 сек.
Перед съемкой каждого кадра камера выключалась и включалась заново, чтобы полностью исключить "накопление" тепловых шумов.

Конвертация - RPP, профили отключены полностью, баланс белого выставлен вручную 1 раз по 2 серой плашке колорчекера. Контрастная кривая - L*.
Экспокоррекция, шарп и шумодав не применялись.

Посмотрим на кропы со всех трёх камер на основных значениях ISO.



Какие интересные моменты здесь обнаруживаются?

Во-первых, экспозиция кадров с E-M10 чуть-чуть (где-то на 1/5 ступени) выше, чем у E-M10-II и E-M5-II.
Ошибка при съемке? Прогрев лампы? Нет. Правильный ответ - чувствительность сенсора в E-M10 реально выше где-то на четверть ступени.
Если спросить у главного технодрочера по матрицам - DxO - то их графики эту разницу показывают однозначно:


Минутка язвы:
Для меня остается загадкой только одно - зачем называть “ISO 200” реальную чувствительность ISO 100. Мне кажется, что от этого никакой особой выгоды маркетингу нет, только путаница. Ведь выдержки все равно будут соответствовать реальной чувствительности. Опять же, жпеги сильно отличаются от равов, если равы открывать правильным конвертером. В общем, мне кажется, что абсолютно всем производителям камер стоит просто перейти на реальные а не рейтинговые ISO. Там разница-то везде в пределах 1 стопа, а вот оценка шумов получается при сравнениях неадекватная. Да и много других сложностей. Опять же, зачем путать студийщиков, если оказывается, что ISO 200 на самом деле не 200, а 100, и выдержка синхронизации позволяет снимать на более открытых диафрагмах...

Что в итоге?
Всё примерно поровну у трёх камер. В данном тесте старую десятку я бы назвал самой шумной, хотя отличия незначительны. Да и по ДД она чуть проигрывает тоже.
Цветные шумы у E-M10 Mark II на высоких ISO чуть-чуть пониже. Едва заметно. Впрочем, такие отличия бывают даже в разных партиях одной и той же модели камеры, поэтому можно условно считать, что фотосенсор в новой десятке фактически идентичен сенсору в E-M5 Mark II .

“Точку невозврата”, при которой начинают теряться важные детали изображения, я условно отмечу как ISO 6400, выше которого я бы не советовал подниматься. В этом плане очень показателен семпл номер 4, где видно, как с повышением ISO пропадает рифление на кольце объектива. На 3200 фактура еще есть, на 6400 она перестает читаться. Но это в довольно глубоких тенях. В середине и в светах картинка еще более-менее пригодна на ISO 6400, хотя на 12800 уже и в светах появляется основательный песочек.

Давайте отвлечемся от синтетических тестов и 100% кропов и все-таки посмотрим на реальные снимки, сделанные на разных ISO. Кадры обработаны минимально (конвертация в RPP по вкусу, ресайз), шумоподавление не применялось.

ISO 200:

115 mm, f/2.8, ISO 200, по клику - крупнее

ISO 500:


90 mm, f/2.8, ISO 500, по клику - крупнее


ISO 640:



150 mm, f/2.8, ISO 640, по клику - крупнее


ISO 800:


25 mm, f/1.8, ISO 800, по клику - крупнее

ISO 2500:



40 mm, f/2.8, ISO 2500, по клику - крупнее

ISO 3200:



25 mm, f/1.8, ISO 3200, по клику - крупнее


Даже в очень сложных по свету условиях (темно + цветные лампы), Olympus вытягивает отлично. Вот, например, фото из Москвариума. Кто было - тот знает, что там довольно темно, освещение для камеры сложное. Причем, что интересно, в такой ситуации даже камерный жпег ведет себя адекватно. Баланс белого - автоматический. По цвету абсолютно адекватно реальному освещению в этой экспозиции аквариума (посетители подтвердят).



8 mm, f/1.8, ISO 3200, по клику - крупнее


А в раве можно вообще при желании 1 движением руки компенсировать цветной свет, позволив RPP самостоятельно угадать баланс белого, - и увидеть реальный окрас этого товарища:



8 mm, f/1.8, ISO 3200, конвертация в RPP, по клику - крупнее


Шумы при этом конечно же вырастут (слишком большой дисбаланс каналов), но попробуйте в таких условиях снять на любую другую камеру - увидите примерно то же. Впрочем, шумы равномерны, не раздражают и больше походят на пленочное зерно, и, что меня уже много лет радует у Олимпуса - файлы (при своем небольшом весе и 12-битном раве) остаются очень гибкими в обработке. Не лезет кислота, не лезут цветные плюхи, а коэффициенты отдельных каналов можно крутить при этом в разные стороны более чем на ступень.

Что касается детализации в нормальных условиях съемки, то 16 мегапикселей - на мой личный взгляд - очень хорошая цифра. Во-первых, этого разрешения достаточно вплоть для метровых отпечатков, не говоря уже о просмотре на всяких ретина-5К. Во-вторых, малый размер файлов, скорость обработки. Разумное значение дифракции, позволяющее без проблем зажимать диафрагму до f7.1, что по глубине резкости эквивалентно полнокадровым f14 (на той же выдержке - вот несомненный плюс дваждыкропа!)
То есть абсолютно достаточное разрешение для любительской фотокамеры. Еще можно вспомнить мой двухлетней давности, результаты которого (а все же более 300 участников) как бы намекают либо на то, что людям действительно оптимально 16 мгпкс, либо на то, что у меня тут собрались одни дваждыкропщики:)

Взгляните на эти пейзажи, посмотрите на детализацию, на цвет. Посмотрите, как камера справляется с высококонтрастными сценами. И да, все это снято c рук, некоторые кадры - на телевик, на открытой диафрагме. Шарп или шумодав при обработке не применялись. Конвертация в RPP, ресайз в ФШ, наложение копирайта, сохранение как жпег.


12 mm, f/2.8, ISO 200, по клику - крупнее


75 mm, f/2.8, ISO 250, по клику - крупнее


73 mm, f/2.8, ISO 200, по клику - крупнее


40 mm, f/2.8, ISO 200, по клику - крупнее


79 mm, f/2.8, ISO 200, по клику - крупнее


85 mm, f/2.8, ISO 250, по клику - крупнее


25 mm, f/1.8, ISO 200, по клику - крупнее


27 mm, f/5.6, ISO 200, по клику - крупнее

В последнее время стали популярны риторические дискуссии о “прогрессе” сенсоров у других производителей и его “отсутствии” у Олимпуса. К сожалению, у меня нет сейчас на руках нового 20-мгпкс Панасоника, чтобы сравнить его с Олимпусом. Потому что семплы, которые я видел, отличаются шумами. Оно и понятно - покуда нет принципиально нового техпроцесса, наращивать мегапиксели - нет смысла, а понижать шумы - нет возможности (при таком размере ячейки).

Еще у меня есть в запасе один преинтереснейший тест, в котором я решил снять одну и ту же сцену на OM-D E-M10 Mark II и Canon 5D Mark III :) Но этот тестик я вброшу отдельным постом, попозже.

Затвор

Главное отличие новой камеры в том, что она поддерживает электронный (и полностью беззвучный) режим затвора и обеспечивает выдержки до 1/16000 сек. Механически же обе камеры дают минимальную выдержку 1/4000.

Чуть-чуть улучшена серийная съемка (8.5 к/с вместо 8 к/с) и выдержка синхронизации с внешними студийными вспышками (1/250 вместо 1/200).

Мне частно задают вопросы о - явлении, при котором камера испытывает встряску в момент открытия затвора, и эта встряска ухудшает резкость кадра, особенно с телеобъективами.
Этот вопрос я тщательно проверил на новой десятке, и могу сказать, что OM-D E-M10 Mark II не страдает shutter shock, если влючена опция "Antishock 0". То есть на фокусных от 50 мм и выше и на выдержках даже вплоть до 1/15 сек именно шаттер шока не наблюдается. Да, конечно никто не может застраховать вас от смаза из-за тряски рук. Но именно с ТЕХНИЧЕСКИМ явлением shutter shock я не сталкивался уже очень давно (последний раз я видел это на E-M1 с ранней прошивкой). Разумеется, опция антишока и соответствующий режим затвора должны быть включены.
Также не забывайте включить в настройках стабилизацию при серийной съемке.

Автофокус

Olympus при выходе каждой новой камеры и прошивки заявляет улучшения следящего автофокуса, но принципиальную разницу в этом плане я сегодня вижу в основном только на E-M1 - за счет фазовых датчиков. В других камерах c контрастным автофокусом в режимах C-AF и C-AF с трекингом все еще трудновато потягаться с зеркалками.
В то же время, одиночная фокусировка остается очень быстрой и цепкой, а ее точность значительно превышает точность АФ в зеркальных камерах - поскольку в первом случае происходит фокусировка по фактической картинке на матрице, а не по отдельно стоящим датчикам, что требует юстировки (причем как камеры, так и объективов). О том, как работают разные системы автофокуса, я писал в .
В общем, в реальных условиях никаких проблем с одиночной фокусировкой я не заметил. Как и заметных отличий от других камер линейки.

Стабилизация и возможности видеосъемки

С одной стороны, полторы ступени разницы - это не слишком много. И многие тесты показывали, что разница в плавности видео между 3- и 5-осевой стабилизацией не слишком велика.
С другой стороны, если разница есть - о ней следует сказать.

Я провел тест, соединив камеры одним креплением.
Режим стабилизации на E-M10 был M-IS ON, а на E-M10 Mark II - M-IS1. Здесь следует сделать пояснение - на старой десятке в режиме M-IS ON принудительно включается программная стабилизация, поэтому и на новой камере я выставил аналогичный режим M-IS1.

Как видно, именно по стабилизации разницы почти нет, хотя и заметно, что при тряске камеры вперед-назад и при ходьбе (сюжет с лампой) марк 2 держит картинку чуть лучше.
Возможно, здесь будут какие-то улучшения в грядущих прошивках.

Помимо этого, детализация видео на новой камере на порядок лучше, и меньше заметен роллинг-шаттер (хотя там и там он пренебрежимо мал). Также более адекватен динамический диапазон (настройки стиля изображения использовались одинаковые).

К слову о качестве видео.
В новой камере повышен битрейт видеопотока (при качестве Super Fine это более 50 мегабит), усовершенствованы кодеки (H.264, AVC).
Появился полный набор частот кадров, включая классические киношные 24 fps и очень полезные 60 fps (которые можно потом замедлить в 2.5 раза, получив 24 fps). Кстати сказать, режим замедленного или ускоренного видео также можно включить и непосредственно в меню камеры в виде множителя скорости, а не в виде fps.
Появился вариант сжатия ALL-I, при котором все кадры видеопотока являются ключевыми. Битрейт при этом достигает 77 мегабит (этот режим работает только для частот кадров 24-25-30). Такая настройка кодека более "дружественна" для видеоредакторов и дает ощутимо более качественную картинку на статичных сценах.
Я проверил запись видео, и на всех моих флешках 10 класса оно работает нормально, поэтому имеющиеся карточки менять не придется.

К обзору я смонтировал небольшой ролик, который показывает возможности камеры (хотя и без особой смысловой нагрузки):

И да, я попробовал режим 120 к/с. Как я уже говорил, он скорее номинальный (малое разрешение, нет звука), однако любителю (у которого еще нет айфона с 120 к/с 720p) будет интересно поэкспериментировать. Думаю, что на телевизоре при домашнем просмотре эти видео будут выглядеть вполне приемлемо. Но не более того. Ведь разрешение роликов - всего 640х480 (VGA). Частота кадров в файле - 30 fps (видео сохраняется уже замедленным в 4 раза при фактической скорости записи 120 fps).

Не смейтесь:) Пройдет немного времени - и Олиспус выпустит камеру с очень продвинутым видео. Там будет и 4К, и 120 к/с в FullHD, и всё, что хочешь. Но на это нужно время, а пока что посмотрим на эти 120 к/с как на своего рода "тренировку" :) Не забывая, что в режиме FullHD камера выдает вполне пристойную картинку.

Выводы:

Качество изображения, стабилизации и видео на E-M10 Mark II не отличается принципиально от E-M5 Mark II (за исключением режима 40 мгпкс).
Если же сравнивать с предыдущей моделью (E-M10), то стало чуть-чуть меньше шумов, а видео заметно улучшилось (появился полноценный набор частот кадров и хороший битрейт).

Теперь нам остается разобраться, как работает брекетинг по фокусировке. А также будет парный тест-холивар "E-M10 Mark II против Canon 5D Mark III".

Камера Olympus E-M10 Mark II представлена нам на тест представительством компании в России, за что мы хотим их искренне поблагодарить. Комплект достался тоже хороший, это и легендарный портретник компании Olympus M.Zuiko Digital ED 75mm f/1.8, который считается одним из лучших объективов рынке вообще, и умеренный широкоугольный M.Zuiko 17mm f1.8. Учитывая потребность системных камер с небольшой матрицей в хорошей оптике, это очень актуально.

Корпус камеры сделан из литого магния, а не свинчен из пластин, отчего прочность его, действительно, дает уверенность в камере. Это видно и в эксплуатации, ничего не скрипит, не люфтит и не качается. В то же время, это самая маленькая камера в линейке OM-D, которая относится к сегменту премиум у компании.


Матрица здесь имеет такое же разрешение, как в предшественнице и как в пятерке второй версии. Сам производитель не раскрывает секрета, в какой камере используется аналогичная, но, судя по результатам независимых тестов, матрицы в первой версии Е-М10, второй версии Е-М5 и в нашей подопытной одинаковые. Зато изменился в лучшую сторону стабилизатор. Он явно был обновлен, причем значительно. Даже по спецификациям производителя теперь он работает по пяти осям, правда, по эффективности уступает аналогичному решению в пятерке. Эффективность стабилизации здесь находится уровне 3 ступеней.

Сама матрица дает хорошую резкую картинку, правда, с возможностью сохранения не более чем в 12-битном виде. Последнее, впрочем, актуально только для профессионального сегмента, когда речь заходит о серьезной студийной съемке и гибкой работе с полутонами. Если же говорить о картинке, в целом, то уступает она современным камерам с более крупными матрицами лишь в части шумов, но никак не цветопередачи.

Зато эргономика камеры на высоте. С одной стороны, здесь как будто не хватает тумблера, позволяющего двумя колесами управлять четырьмя параметрами съемки, однако, это вопрос неоднозначный и нужный далеко не всем фотографам. Нет здесь также ряда отличительных особенностей старших моделей — таких, как влагозащита корпуса или «взрослая» пятиосевая стабилизация (в частности, в новой пятерке она дает преимущество на ступень больше).

Камера сделана в металлическом корпусе, он здесь полностью литой, а не свинчен из пластин, что дает ему очень серьезные преимущества.
При этом корпус еще и функциональный, и хотя камера относится к эконом классу, он сделан весьма стильно. По металлу нанесены пластиковые элементы, которые, тем не менее, смотрятся очень качественно. Как следствие металлического корпуса, здесь нет никаких люфтов между элементами, а корпус такое дает уверенность в обращении. Интересно, что компания, стремясь сделать камеру компактной, не забыла о людях с большими руками и, как следствие, пальцами. Все кнопки и органы управления здесь крупные. Здесь есть два диска управления, которые для удобства сделаны высокими и крупными, чтобы было их легко крутить. Впрочем, это можно рассматривать и как недостаток, ведь случайно повернуть этот диск тоже очень легко, поскольку они довольно свободно вращаются, при этом неизбежно вращение чисто случайное. Я постоянно обращаю внимание на то, что тумблер включения камеры компании Olympus находится в стороне от кнопки спуска, что, на мой взгляд, неудобно. Здесь хотя бы тумблер сделали крупным, и включить его одним пальцем левой руки не составляет труда — левой, потому что он расположен на противоположной стороне от выступа для правой руки. Тянуться через весь корпус большим пальцем крайне неудобно. Если не рассматривать это как помеху оперативности, то нужно держать камеру постоянно включенной, что съедает ее батарейки. Впрочем, управление питанием сделано довольно хорошо, поскольку камера интеллектуально уходит в режим сна, и так же быстро из него возвращается.

Для оперативности здесь присутствует хороший сенсорный экран, который откидывается вниз на 45° и вверх на 90°. Да, себя не снимешь, зато очень легко снимать городские сюжеты прямо в городской толчее. В большинстве случаев, фотографу здесь требуется либо следящий автофокус, либо возможность оперативного выбора точки фокусировки прямо по экрану. Второй вариант здесь реализован очень хорошо, посредством тыкания в нужное место на экране, и так можно вести серийную съемку со слежением даже без отсутствия оной, хотя она здесь есть и хорошо работает не только в фото, но и в видео.

Несколько огорчили искусственные ограничения, вроде отсутствующего штекера для внешнего микрофона, что никак не компенсируется даже внешними ручками. В итоге, хорошее видео, которое здесь есть, благодаря стандартной для рынка плотности кадров 60 в прогрессивной развертке HD1080, эффективному стабилизатору и наличию объективов с электроприводом зума, съедается одной лишь этой функцией, что фактически вынуждает пользователя смотреть выше, что часто не является подходящим случаем, поскольку тот же самый пользователь начинает смотреть уже в сторону. Понятно ведь, что синхронизация по таймкоду с диктофонами является лишь промежуточным решением, не подходящим для оперативной работы с видео.

Преимущества

  • эффективный стабилизатор
  • хорошая матрица
  • быстрый автофокус
  • хорошее видео

Недостатки

  • отсутствие штекера для микрофона
  • высокая цена
  • экран не откидывается на 180°

Характерные особенности

  • стабилизация изображения с любыми объективами
  • литой металлический корпус без влагозащиты
  • хороший видоискатель
  • компактный корпус

Тестовые изображения из камеры можно посмотреть ниже или скачать в полноразмерном варианте.

Повороты диска режимов сопровождаются появлением на экране информации о смене режима и о его сути. С режимами P (программный автомат), A (приоритет диафрагмы), S (приоритет выдержки) и M (ручное задание экспопараметров) всё понятно, это классика. Кстати, когда вы находитесь в режимах группы P-A-S-M, нажатие кнопки быстрого меню выводит на экран панель управления SCP – ту самую, что на предыдущей иллюстрации.

«Зеленый» авторежим AUTO предназначен для тех, кто не хочет задумываться над настройками камеры. В этом режиме камера сама распознает, какого типа сюжет вы снимаете, и с учетом условий съемки автоматически устанавливает оптимальные параметры.

В режиме AUTO кнопка быстрого меню (или прикосновение к правому краю сенсорного дисплея камеры) включает функцию Live Guide («Гид по легкой смене настроек»). Справа появляется столбик с пиктограммами, позволяющими изменить Насыщенность, Оттенок (ввести цветовой сдвиг), Яркость (ввести экспокоррекцию), Размыть фон (изменить диафрагму) и включить Динамичный сюжет (настроить выдержку).

Шестой, самый нижний пункт «Гида по легкой смене настроек» называется – Советы по съемке. Это как бы микроучебник по съемке, где даются краткие советы по кадрированию, а также съемке детей, животных, цветов, цветов и продуктов.

Намерение облегчить жизнь начинающему фотографу при помощи «Гида по легкой смене настроек» стоит приветствовать, хотя я не уверен, что разноцветные квадратики так уж наглядны и с ходу понятны.

Вообще-то, большинство фотографов, даже начинающих, к «зеленому режиму» относятся немного свысока. На самом же деле за его внешней простотой (включил, и больше ничего делать не надо) скрываются сложные алгоритмы и весьма широкие изменения в поведении камеры. Например, она может сама ввести экспокоррекцию или включить съемку в HDR. Я довольно долго ходил по городу и снимал именно в режиме AUTO, и порой он приятно удивлял.

Например, на полном автомате сделан вот этот кадр.

На первый взгляд он может показаться если не пересвеченным, то все же излишне светлым, в пасмурную-то погоду. Однако на самом деле камера проанализировала сюжет, увидела съемку людей, распознала лица и, сделав экспозамер по лицам, в соответствии с этим выставила экспопараметры. Ну, поворот камеры – это уже моё :).

Для сравнения, вот как выглядела съемка в тех же условиях (и в том же режиме AUTO), но без лиц на переднем плане:

Положение диска режимов SCN – это сюжетные программы (Scenes). Доступ к ним организован совершенно не так, как во всех других камерах Olympus. Очевидно, разработчики посчитали, что перебор однообразного (и длинного, обычно более двадцати пунктов) списка слишком утомителен (особенно для любителя беспроблемного общения с камерой – а ведь именно с прицелом на него как раз и выстроен весь интерфейс E-M10 Mark III).

Когда вы поворачиваете диск режимов в положение SCN (а также, если, уже находясь в режиме SCN, нажимаете кнопку быстрого меню на верхней панели), на экран выводится шесть заголовков – Люди, В движении, В помещении, Ночная съемка, Пейзаж и Крупный план – внутри которых уже находятся сгруппированные сюжетные программы.

Передвигаться по экранному меню можно и кнопками навипада, и дисками управления, и простым прикосновением к сенсорному экрану. Причем первым касанием вы активизируете заголовок группы (он будет обведен рамкой), а уже второе касание откроет доступ к сюжетам этой группы. Это похоже на работу с мышкой, когда вы можете перебирать ярлыки приложений на рабочем столе одним кликом, а запускать приложение – двойным кликом.

Откроем первую группу, «Люди».

Там нам предложат пять сюжетных программ – Портрет, e-Портрет (с приукрашиванием)…

…Ландшафт+Портрет…

…Ночь+Портрет…

…как видите, каждая сюжетная программа сопровождается своими «обоями» (картинкой во весь экран), пояснениями о её сути, а иногда и рекомендациями (использовать штатив, поднять встроенную вспышку)…

…и, наконец, Дети.

Группа «В движении» включает в себя три сюжетных программы.

Вы уже начинаете уважать режим AUTO, не так ли? Ведь там камера сама определяет и условия, и снимаемые объекты… по сути, выбирает сюжетную программу автоматически.

Сюжетную программу Дети встречаем уже второй раз. Да, такова особенность организации нового меню – одна сюжетная программа может входит в несколько разных групп. Сюжет Дети входит в три группы: Люди, В движении и В помещении.

К сюжетам Портрет и e-Портрет также можно адресоваться через разные группы.

Любопытен сюжет съемки с проводкой. По-видимому, здесь замаскирована возможность переключения стабилизатора в режим «гасить только вертикальные колебания», которого в явном виде теперь нет.

Хотя индикация режима на панели управления по-прежнему остается просто как «S-IS On».

Группа «В помещении» включает в себя целых шесть сюжетных программ. Это уже знакомые нам два портретных сюжета и съемка детей, а кроме того, Свет свечи…

…и «Беззвучная» сюжетная программа. Именно здесь мы по-сути включаем электронный затвор (которого нет среди режимов работы затвора, выбираемых нажатием клавиши навипада Вниз). В переводе описания сюжета «Беззвучный» допущена курьезная ошибка – в словах «при низком качестве звука и света от камеры». Имеется в виду, что сюжет полезен «в условиях, когда издаваемые камерой шумы и свет нежелательны». То есть, помимо отключения механического затвора, отключается вспышка, подсветка автофокуса и звуковое подтверждение его срабатывания.

В сюжете «Подсветка HDR» делается несколько кадров, которые автоматически объединяются в один для расширения динамического диапазона. Этот же режим может включаться, порой неожиданно, при работе камеры в режиме AUTO.

В сюжете «Подсветка HDR» никаких настроек не предусмотрено, в отличие от «Продвинутого фоторежима HDR». Кстати, во всех случаях результирующий кадр может сохраняться не только в формате JPEG, но и в RAW.

Пять сюжетный программ помещены в группу «Ночная съемка».

Отметим, что встроенная вспышка сама не выскакивает – о необходимости поднять её предупреждает надпись «Вспышку POP UP».

Здесь есть как режимы, где нужен штатив, так и ночная Съемка с рук (делается несколько снимков с относительно высоким значением ISO, ради укорочения выдержки, а затем эти несколько снимков объединяются в один для снижения шумов).

Сюжет Фейерверк – это «обычная» съемка со штатива с длинной выдержкой…

…а под «Съемкой полос света» скрывается более интересный режим Live Composite, в котором процесс экспонирования при длинных выдержках наглядно виден на дисплее камеры.

Запуск «полос света» (режима Live Composite) здесь максимально упрощен, он включается одним нажатием кнопки – причем делать это можно как из сюжетных программ SCN, так и из «продвинутых функций» AP.

Четыре сюжета группы «Пейзаж» – это Ландшафт, Закат (с усиленной передачей красных и желтых оттенков), Пляж и Снег (с сохранением ярко-белых участков), а также уже знакомая нам Подсветка HDR.

Последняя, шестая, группа сюжетных программ названа «Крупный план».

Два сюжета посвящены Макросъемке.

Конечно, макросъемка здесь фигурирует только в смысле настроек камеры, но не масштаба изображения; для получения настоящих макроснимков с большим увеличением потребуются специализированные объективы.

Сюжет Документы оптимален для съемке контрастных монохромных текстов.

Наконец, сюжетная программа «Расширенный фокус» включает функцию брекетинга по фокусировке. Как и в случае «Полос света», а также «Подсветки HDR», запуск из сюжетных программ получается максимально беспроблемным, «однокнопочным», подходящим для самых начинающих фотографов.

Мы добрались до группы режимов, для которых на диске режимов выделено отдельное положение АР, что расшифровывается как Advanced Photo, или «Продвинутые фоторежимы», или, как на экране – «Расширенный режим съемок».

Напомню, что меню режима АР, которое вы видите на следующем скриншоте, появляется как при повороте диска режимов в соответствующее положение (то есть, когда вы только попадаете в режим АР), так и при нажатии «кнопки быстрого меню» (если вы уже в режиме АР находитесь).

Функция Live Composite (переведённая в этой камере как «Коллаж в реальном времени») – воистину продвинутый инструмент для ночной съемки. Камера сначала записывает неподвижную картинку, а дальше те объекты в кадре, которые не двигаются и яркость которых не изменяется, уже такими и остаются; добавляются лишь более светлые объекты. Наблюдая за дисплеем, вы можете ждать, пока сформируется нужное изображение, или рисовать его сами – и остановить съемку, когда достигнут желаемый результат.

Запуск функции Live Composite из режима АР максимально упрощён, вы нажимаете кнопку один раз, задумываться ни о чем не нужно, установку экспопараметров берет на себя автоматика камеры.

Вместе с тем, сохранена и возможность более осознанного запуска Live Composite (а также Live Bulb и Live Time) с большим количеством настроек – через внутрикамерное меню.

Более подробно о работе с режимами Live Composite и Live Time можно посмотреть в моём .

Live Time – более простой режим, чем Live Composite. Он позволяет смотреть на экране, как проявляется изображение при длинной выдержке, и остановить съемку, когда достигнут нужный результат, нажав кнопку спуска затвора.

Перед запуском режима Live Time можно задать максимальную выдержку, после которой камера автоматически прекратит экспозицию, даже если вы забыли нажать кнопку.

В режиме «Мультиэкспозиция» вы последовательно делаете два снимка, которые затем автоматически складываются в один.

Результат сохраняется в форматах JPEG и/или RAW.

Режим HDR полезен при очень высоком контрасте освещения в кадре. Камера делает три быстрых последовательных снимка с разной экспозицией, которые затем автоматически объединяются в один. Грубо говорят, от недодержанного снимка берутся самые светлые участки, а от передержанного – тёмные. В результате получается изображение с расширенным динамическим диапазоном.

Есть два варианта – более реалистичный HDR 1 (с меньшей эксповилкой) и более «эффектный» HDR 2.

Посмотрите три примера работы функции HDR. Во всех случаях использован вариант HDR 1.

Если в кадр попадают движущиеся предметы (а такое бывает нередко), то камера не формирует несколько полупрозрачных «призраков», а успешно разбирается с проблемой, используя лишь один из дублей, так что двоений и троений в итоговом снимке не наблюдается.

Заметьте, что во всех трёх случаях динамического диапазона матрицы хватало, чтобы информация в светах и тенях не терялась, и в принципе было достаточно снимать в RAW, не используя HDR. Ну а поскольку в результате съемки в HDR получается кадр RAW, то… мы можем при необходимости вытянуть детали из него, и получится как бы двухступенчатое сохранение деталей!

Следующий режим в группе АР – «Беззвучный». С ним мы уже знакомы, он встречался среди сюжетных программ SCN, в группе «В помещении». Включается беззвучный электронный затвор, выключаются издаваемые камерой звуки и подсветка автофокуса.

В режиме «Панорама» вы делаете последовательно несколько кадров, при этом на экране отображаются метки, облегчающие кадрирование (вам показывают край предыдущего кадра, который надо совместить со следующим).

Внутрикамерной склейки панорам у E-M10 III нет, как нет её и в других системных камерах Olympus. Можно посетовать по этому поводу, хотя я бы особенно не расстраивался – редакторы изображения прекрасно справляются с этой задачей, склеивая панораму из отдельных кадров быстро и качественно.

Пример панорамы из четырех кадров, снятых камерой E-M10 III и склеенной за пару минут во внешнем редакторе (по клику – файл разрешения 4564×1080 точек):

Функция коррекции трапецидальных искажений может использоваться для изменения геометрии снимка прямо во время съемки. Можно выпрямлять сходящиеся вертикали, можно наоборот, добавлять снимкам драматизм.

 
Статьи по теме:
Прошивка телефона, смартфона и планшета ZTE
On this page, you will find the official link to download ZTE Blade L3 Stock Firmware ROM (flash file) on your Computer. Firmware comes in a zip package, which contains Flash File, Flash Tool, USB Driver and How-to Flash Manual. How to FlashStep 1 : Downl
Завис компьютер — какие клавиши нажать на клавиатуре, как перезагрузить или выключить
F1- вызывает «справку» Windows или окно помощи активной программы. В Microsoft Word комбинация клавиш Shift+F1 показывает форматирование текста; F2- переименовывает выделенный объект на рабочем столе или в окне проводника; F3- открывает окно поиска файла
ISBN, УДК, ББК, штриховые коды, выходные данные
Для публикации работы (статьи, книги, диссертации) автору необходимо указать тематический раздел (индекс) существующих классификаций, к которому эта работа относится, и авторский знак. Классификационные индексы издания – это индексы УДК,ББК и ГРНТИ. УДК –
Скачать клавиатурный тренажер для детей на русском бесплатно
Основные возможности уникальный альтернативный вариант для расположения рук на клавиатуре; поддержка различных раскладок и языков; звуковые эффекты для музыкального сопровождения работы; специальные уроки, которые помогают запоминать расположение клави