Что делать когда заходишь в мечеть. Поведение в мечети: что следует и чего не следует делать? Советы тем, кто хочет найти то, что потерял или забыл, куда положил

Утверждены мутаваллиятом
Местной религиозной общины
мусульман г. Нижнего Новгорода
23 июня 2016 года

Правила поведения в Нижегородской Соборной мечети

Настоящие Правила (далее - Правила) определяют нормы поведения посетителей Нижего-родской Соборной мечети во время их нахождения в задании мечети.
Правила разработаны в соответствии с нормами этики, законами Ислама и правовыми ак-тами Российской Федерации о нормах поведения физических лиц в общественных местах.

1. Общие сведения
1.1. Нижегородская Соборная мечеть является духовным центром нижегородских мусуль-ман и культурно-историческим достоянием всех жителей Нижнего Новгорода и области.
1.2. Мечеть была построена с 1913 по 1915 гг. общиной нижегородских татар-мусульман. В годы советской власти мечеть была закрыта и сильно разрушена. В 1991 году мечеть была восста-новлена совместными усилиями татарской общины, жителей города и правительства Нижегород-ской области.
1.3. Распоряжением Правительства Российской Федерации №1558-р от 27 октября 2008 года Нижегородская Соборная мечеть, как памятник истории и культуры имеющий особую историко-архитектурную ценность, отнесена к объектам культурного наследия федерального значения.
1.4. Богослужения в Нижегородской Соборной мечети проводятся по ханафитскому мазхабу Ахлю Сунна валь-Джамаат.

2. Общие положения
2.1. Посетителем мечети признается любое физическое лицо временно находящееся в зда-нии мечети, для которого мечеть не является местом работы:
- лица, исповедующие религию Ислам (далее – прихожане);
- лица, интересующиеся религией Ислам, для получения индивидуальных и групповых кон-сультаций;
- лица, в составе организованных индивидуальных и групповых экскурсий, проводящихся по согласованию с имам-хатыбом мечети;
- официальные делегации;
- лица, проводящие ремонтные работы и хозяйственное обслуживание внутри здания мече-ти.
2.2. Допуск посетителей в здание мечети осуществляется согласно установленному мута-виллиятом МРОМ г. Нижнего Новгорода расписанию посещения.
Время экскурсионных посещений, проведения хозяйственных и ремонтных работ устанавли-вает имам-хатыб мечети.
2.3. Контроль за соблюдением настоящих Правил и поддержанием общественного порядка в Мечети осуществляется:
- имамами и другими работниками мечети;
- уполномоченными лицами из числа прихожан мечети, обозначенными специальными нару-кавными повязками;
- привлеченными, в случае необходимости, силами охраны порядка – сотрудниками полиции и частных охранных предприятий;
Требования лиц, контролирующих соблюдение установленных Правил, являются обяза-тельными для исполнения всеми посетителями мечети.

3. Права посетителей мечети
3.1. Посетители мечети вправе:
входить и находиться в здании мечети в установленное расписанием или согласованное с дежурным имамом время;
получать информацию по религиозным вопросам и истории мечети;
пользоваться книгами общего пользования на время посещения мечети;
пользоваться головными уборами, рубашками, халатами общего пользования на время посещения мечети, для приведения своего внешнего вида в соответствие с настоящими Правилами;
3.2. По согласованию с имамом-хатыбом мечети:
посетители могут осуществлять кино- и фотосъемку, видеозапись, а также трансляцию по радио и телевидению;
посетители, не исповедующие Ислам, могут присутствовать в молельных залах во время богослужений, соблюдая установленные имамом-хатыбом место размещения и правила поведения.

4. Общие обязанности посетителей Мечети
4.1. Посетители, находясь в здании мечети, обязаны:
соблюдать установленные Правила и нормы поведения в общественных местах;
не допускать проявлений неуважительного отношения к имамам, работникам мечети, ли-цам осуществляющим контроль соблюдения настоящих Правил, к прихожанам и другим посетите-лям мечети;
выполнять законные требования и распоряжения имамов, работников мечети и лиц осу-ществляющих контроль соблюдения настоящих Правил;
не препятствовать надлежащему исполнению имамами и работниками мечети их служеб-ных обязанностей;
иметь внешний вид соответствующий требованиям настоящих Правил;
при входе в здание мечети выключить мобильный телефон или отключить все звуковые сигналы, включая вибрацию;
бережно относиться к имуществу мечети,
соблюдать чистоту, тишину и порядок в здании мечети.
4.2. Посетителям мечети запрещается:
находиться в здании мечети в неустановленное для посещений время;
находиться в служебных помещениях мечети, не предназначенных для приема посетите-лей;
находиться в здании мечети имея внешний вид несоответствующий установленным Пра-вилам;
находиться в здании мечети с неприятным запахом от одежды или тела, неприятным за-пахом изо рта, резким запахом парфюмерии;
пользоваться услугами мобильной связи в течение всего времени посещения мечети;
находиться в здании мечети с мобильным телефоном с не отключенными звуковыми сиг-налами и вибрацией;
кричать, громко разговаривать, громко смеяться, проявлять негативные эмоции, прини-мать пищу, хлопать дверьми, ходить твердым громким шагом;
входить в молельный зал в обуви и босыми ногами;
находиться в молельном зале в верхней одежде (ветровки, плащи, куртки, пальто, шубы, дубленки и т.п.);
вести разговоры во время азана (призыва к молитве) и совершения коллективного намаза (молитвы);
совершать какие-либо действия, препятствующие или мешающие имамам и прихожанам проводить коллективное и индивидуальное богослужение;
производить без согласования с имамом-хатыбом, как профессиональную, так и люби-тельскую видеозапись, кино- и фотосъемку, а также трансляцию по радио и телевидению;
выносить из здания мечети книги и вещи общего пользования;
находиться в здании мечети в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьяне-ния и его остаточными явлениями;
проносить в здание мечети огнестрельное, газовое, пневматическое и холодное оружие, взрывоопасные, легковоспламеняющиеся и отравляющие вещества, спиртные напитки, продукты питания (включая бутилированную воду и напитки) и крупногабаритные предметы;
курить, употреблять алкогольные напитки в здании мечети и на прилегающей к ней тер-ритории.

5. Обязанности посетителей мечети не исповедующих Ислам
Посетители, не исповедующие Ислам, наряду с выполнением п.4 «Общие обязанности посе-тителей мечети» обязаны:
5.1. Находиться в здании мечети только в сопровождении работника мечети или уполномо-ченного для этого прихожанина.
5.2.
- одежда должна быть чистой и закрывать тело, включая плечи и колени;
- одежда не должна иметь многоцветной, пестрой раскраски, содержать изображение людей, животных и надписи;
- мужчинам допускается быть в рубашках с коротким рукавом, женщинам допускается быть в брюках;
- женщины должны покрывать голову платком, мужчинам допускается быть с непокрытой го-ловой;
Посетители в спортивной одежде, бриджах и другими нарушениями требований к внешнему виду, в здание мечети не допускаются.

6. Обязанности прихожан (посетителей мечети исповедующих Ислам)
Прихожане, наряду с выполнением п.4 «Общие обязанности посетителей мечети» обязаны:
6.1. Соблюдать следующие правила внешнего вида:
- одежда должна быть чистой, опрятной и красивой, закрывающей все части тела, в том чис-ле - руки до запястья, ноги до щиколоток;
- мужчины и женщины должны быть с покрытой головой;
- женщины покрывают голову платками;
- мужчины покрывают свою голову традиционными для молитвы головными уборами (калан-сува, шапочка, такыя, тюбитейка, чалма и т.п.);
- в одежде мужчин рекомендуются брюки, а также допускаются однотонные джинсы, без надписей, украшений, дополнительных накладных карманов и дыр на штанинах;
- в день пятничной молитвы (Джумууа) и праздничных молитв одежда у мужчин должна быть с преобладанием светлых тонов и белого цвета. Наиболее желательна одежда белого цвета или праздничный религиозный костюм, соответствующей национальной традиции.
6.2. Для мужчин во внешнем виде запрещаются:
- одежда с многоцветной, пестрой раскраской;

- одежда из шелка;
- рубашки с коротким рукавом и футболки;
- шорты, бриджи и спортивные брюки;
- плотно обтягивающие брюки, штаны и джинсы;
- брюки, штаны и джинсы с яркой раскраской, с узором в виде белых пятен и разводов, с надписями, украшениями, дополнительными накладными карманами и дырами на штанинах;
- одежду военного стиля (фасона и окраски), если они не являются формой военнослужаще-го, пришедшего в мечеть;
- спортивная одежда, толстовки, кофты с капюшонами;
- использование для покрытия головы бейсболок, кепок и других головных уборов, не яв-ляющихся традиционными для молитвы головными уборами;
- наличие украшений из золота.
6.3. Для женщин во внешнем виде запрещаются:
- одежда, содержащая изображение людей, животных и надписи;
- джинсы;
- брюки, если они не являются частью религиозного женского костюма;
- кофты и толстовки с капюшонами.
6.4. Прихожане перед посещением мечети обязаны:
- совершить ритуальное омовение, воспользоваться благовониями;
- в тахарат-хане (помещении для омовения) соблюдать чистоту и проявлять бережливость в использовании воды и электроэнергии;
- при отсутствии возможности выйти из дома в одежде надлежащего вида, брать ее с собой и переодеться перед входом в мечеть в отведенном для этого месте;
Прихожане, не выполняющие требования установленных Правил поведения и внешнего ви-да в здание мечети не допускаются.
6.5. Во время нахождения в здании мечети и проведения богослужений беспрекословно слушаться и выполнять указания имамов и уполномоченных ими лиц.

7. Ответственность посетителей мечети за нарушение настоящих Правил
7.1. В случае нарушения посетителями мечети требований, имамы, уполномоченные прихо-жане и лица, привлеченные для контроля исполнения Правил, имеют право делать нарушителям замечания, а также принимать меры к устранению (предотвращению) нарушений в соответствии с имеющимися полномочиями.
7.2. При наличии в действиях посетителя мечети признаков административного правонару-шения, виновное лицо может быть привлечено в установленном порядке к административной ответ-ственности.
7.3. В случае совершения посетителем мечети деяния, влекущего уголовную ответствен-ность, виновное лицо подлежит привлечению к уголовной ответственности в установленном поряд-ке.
7.4. В случае умышленного уничтожения либо повреждения имущества мечети и находя-щихся в нем материальных ценностей на виновное лицо наряду с административной либо уголовной ответственностью возлагается обязанность возмещения причиненного ущерба.

Пятница — день обязательного посещения мечети

Пятница – день мусульман. Данная статья посвящена основным нормам и этике, связанным с пятничным днём и намазом. Статья написана на основе известной современной книги по фикху правовой школы имама Аш-Шафии – «Аль-Фихку ль-манхаджи».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пятница – это лучший из дней, в которые когда-либо всходило солнце. В этот день был создан Адам, в этот день его поселили в Раю, в этот день его изгнали из Рая, и Судный День настанет именно в этот день – день пятницы» (Ат-Тирмизи ).

Доказательство предписания пятничной молитвы

На предписанность пятничной молитвы и её обязательность указывают Слова Всевышнего Аллаха (смысл): «О те, которые уверовали! Когда призывают на молитву в пятничный день, устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (сура «Собрание», аят 9).

Пророк (мир ему благословение Аллаха) сказал: «Пятничная молитва является обязательной для всех мусульман…» (Абу Дауд ). Пророк (мир ему благословение Аллаха) также сказал: «Люди должны перестать пренебрегать пятничными молитвами, не то Аллах запечатает их сердца, и тогда они станут безразличными» (Муслим ).

Мудрость предписания пятничной молитвы

В предписании пятничной молитвы много мудростей и пользы. Одна из самых важных – еженедельная встреча мусульман друг с другом. Они собираются для наставления, которое укрепляет их единство и согласие. Пятничное собрание, сопровождающееся поклонением Аллаху плечом к плечу, усиливает любовь мусульман друг к другу, способствует знакомствам и взаимопомощи между людьми. Также эта встреча даёт им возможность следить за событиями, происходящими в окружающем обществе.

Поэтому шариат побуждает мусульман присутствовать на пятничной молитве и предостерегает от её оставления или пренебрежения ею. Передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах запечатает сердце того, кто пропустит три пятничные молитвы, пренебрегая ими».

Условия обязательности пятничной молитвы

Пятничная молитва обязательна для каждого, кто соответствует следующим условиям:

1. Ислам. Совершение пятничной молитвы не требуется от немусульманина, в том смысле, что его поклонение не будет действительным без принятия ислама. Однако на том свете с него будет спрошено за её оставление.

2. Совершеннолетие. Совершение пятничной молитвы не является обязательным для ребёнка.

3. Разум. Человек, потерявший разум или не имевший его, также не обязан совершать пятничный намаз.

4. Принадлежность к мужскому полу. Совершение пятничной молитвы не является обязательным для женщины.

5. Здоровье. Совершение пятничной молитвы не является обязательным для больного, которому по причине боли или болезни трудно находиться в мечети. Также обязанность совершения пятничного намаза спадает с человека, если его болезнь может усилиться или может оттянуться его выздоровление. Также идти на пятничную молитву необязательно тому, кто присматривает за больным или лечит его, если больной нуждается в этом человеке. И не имеет значения, является больной родственником тому, кто за ним присматривает, или нет.

6. Постоянное проживание в месте проведения пятничной молитвы. Совершение пятничной молитвы не является обязательным для того, кто находится в дозволенном путешествии (то есть для того, кто выехал не для совершения греха), даже коротком, если он выехал из своего города до утреннего намаза пятничного дня и если с места, в котором находится этот человек, он не слышит призыв на намаз из города, с которого выехал.

Также не является обязательным совершение пятничной молитвы для мусульманина, который постоянно проживает в своём населённом пункте, если в нём нет всех условий действительности пятничного намаза (о них речь пойдёт ниже). Как, например, если в нём нет сорока человек, для которых обязательно совершение молитвы, и не слышен азан из населённого пункта, расположенного поблизости.

Условия действительности пятничной молитвы

Если мусульманин соответствует семи перечисленным выше условиям, совершение молитвы является обязательным для него. Однако сама она также не будет действительной, кроме как при четырёх условиях:

1. Пятничная молитва должна проводиться в пределах населённого пункта (место её проведения не должно выходить за граничную линию городских зданий). И неважно, идёт ли речь о городе или же о поселении, в котором постоянно проживает не меньше сорока мужчин, обязанных совершать пятничную молитву.

Таким образом, молитва не будет действительной в пустынной степи, палаточном городке или населённом пункте, в котором нет сорока мужчин, обязанных совершать пятничную молитву. Если же там слышен азан из соседнего населённого пункта, то люди обязаны отправиться туда для совершения пятничной молитвы. В противном случае обязанность совершения пятничной молитвы спадает с них.

2. Количество людей, совершающих пятничную молитву, для которых она обязательна, не должно быть меньше сорока человек. Речь идёт о совершеннолетних мужчинах, постоянно проживающих в населённом пункте, в котором совершается пятничная молитва. От Джабира ибн Абдуллаха передаётся, что он сказал: «В соответствии с Сунной, пятничная молитва совершается в присутствии сорока и более молящихся». Также в одном из хадисов говорится, что первым, кто собрал мусульман и совершил с ними пятничную молитву, был Ас’ад ибн Зирара , и их было сорок человек.

3. Пятничная молитва должна совершаться в промежутке времени, в который совершается обязательная обеденная молитва.

Аль-Бухари передал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал пятничную молитву, когда солнце миновало зенит, то есть отклонилось в сторону заката.

Также передали Аль-Бухари и Муслим от Саламы ибн аль-Аква‘ , который сказал: «Мы совершали пятничный намаз вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, а когда расходились, то у стен не было теней, в которых мы могли укрыться».

Также передаётся, что Сахль ибн Са’д сказал: «Мы отправлялись на полуденный отдых и обедали только после пятничной молитвы» (Аль-Бухари, Муслим).

Приведённые хадисы указывают на то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) молился только в промежутке времени совершения обязательной обеденной молитвы, причём в начале этого промежутка.

4. Пятничная молитва не должна проводиться в одном городе большее количество раз, чем этого требует необходимость. Вообще, обязательным является, чтобы жители одного города собирались для совершения пятничной молитвы в одном месте. Если же количество людей или другие обстоятельства не позволяют совершать пятничную молитву в одном месте, дозволяется совершать её в стольких местах, скольких требует необходимость, но не более этого.

Доказательство этого условия

Во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха), праведных халифов и следующего поколения мусульман молитва не проводилась кроме как в одном месте города, в котором была большая мечеть, называвшаяся пятничной. Остальные же мечети служили для совершения пяти обязательных молитв.

Передали Аль-Бухари и Муслим от Аиши, которая сказала: «В пятничный день люди друг за другом шли [на намаз] из своих домов, [находившихся за окраинами горада]».

Причина (мудрость) этого условия состоит в том, что пятничная молитва в одном месте более соответствует целям, ради которых она установлена: стремление к единству общества и единому слову, обращённому к мусульманам.

Этикет отправляющегося на пятничный намаз

1. Перед пятничным намазом следует искупаться (совершить купание – гусль). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если вы отправляетесь на пятничный намаз, то совершите купание» (Аль-Бухари, Муслим).

Однако купание является желательным, а не обязательным, согласно другим словам Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Кто в пятничный день совершит омовение, тот получит благо (поступит правильно), если же искупается, то это будет предпочтительнее». Некоторые учёные считают купание в пятницу обязательным.

2. Мужчине желательно умаститься благовониями. На это указывает хадис, который приводит Аль-Бухари (843). Пятничный намаз сопровождается столпотворением, и люди не должны причинять друг другу неудобства, связанные с гигиеной и опрятностью.

3. На намаз желательно надевать лучшую одежду, на что указывает хадис, переданный Ахмадом (3/81).

4. Желательно постричь ногти и подстричь усы, на что указывает хадис от Аль-Баззара .

5. На намаз следует отправляться как можно раньше. На это указывает хадис, переданный Аль-Бухари (841) и Муслимом (850).

6. Войдя в мечеть, следует совершить приветственный намаз в два ракаата. На это указывает хадис, переданный Муслимом (875).

7. Запрещено разговаривать во время хутбы. Нельзя даже делать замечание вслух тому, кто разговаривает во время хутбы, как на это указывает хадис, переданный Аль-Бухари (892) и Муслимом (851).

Общий этикет пятничного дня

Пятница является лучшим днём недели и имеет свои достоинства и этику. Мусульманину следует знать их, получая награду Аллаха за их соблюдение:

2. В пятницу и в ночь на пятницу желательно чаще обращаться с дуа ко Всевышнему Аллаху. Аллах установил в течение пятницы промежуток времени, в который Он обязательно отвечает на дуа, как на это указывает хадис, переданный Аль-Бухари (893) и Муслимом (852).

«Важно то, для чего человек приходит в мечеть, - рассказывает заместитель муфтия Татарстана Рустам Хайруллин. - Намерения человека должны быть благими».

Прежде всего, человек, собравшийся посетить храм, должен привести свой внешний вид в порядок: это касается и одежды и чистоты тела.

Заходите в мечеть только с благими намерениями. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

«Женщины одеваются так, чтобы были видны только кисти рук, стопы и лицо, - рассказывает Рустам Хайруллин. - При этом одежда должна быть свободной и не очень яркой. Мужчины также стараются максимально прикрыть свое тело, на голову одевают тюбетейку».

В своих изречениях порок Мухаммед говорил, что мусульмане должны быть ритуально чисты, то есть они должны совершить полное омовение.

Тахарат — малое омовение. Мно-гие обряды поклонения Аллаху нельзя выполнять без ритуально-го омовения. Например, не допускается совершать намаз, таваф — обход вокруг Каабы (во время Хаджа и Умры), касаться руками Священного Корана. Во всех мечетях есть комнаты для омовения.

Полное омовение, называемое гусуль, это мытье всего тела вместе с очищением полости рта и носа. Полное омовение совершается в душе или бане.

То, что не понятно, можно спросить у имама. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Заходить в мечеть можно только с правой ноги со словами «О Всевышний, открой врата милости своей». Попав в помещение мусульманин должен поздороваться со всеми, произнеся Ас-саляму алейкум (в переводе с арабского - «Мир вам‎»). Поприветствовать мусульманин должен, даже если не застанет никого в мечети, так как считается, что в храме всегда присутствуют ангелы.

В мечети снимают обувь. Есть специальные шкафы, куда можно убрать туфли, чтобы они не мешались. Предпочтительно, чтобы у мусульманина были носки и бахилы.

Как молиться в мечети?

Пять раз в день, в строго определенное время, с минарета раздается азан — призыв на молитву. Его возглашает муэдзин. Все мечети построены так, что направлены в сторону Мекки.

Внутри здания есть выемка - михраб (переводится с арабского как «первая линия фронта»). Там расположен минбар - кафедра или трибуна в соборной мечети, с которой имам читает пятничную проповедь. Минбар имеет несколько ступенек. Пророк Мухаммед читал проповедь с самой верхней из них. В знак его уважения, все имамы становятся на 2-3 ступеньки ниже верхней.

Минбар в центре зала. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Все остальные мусульмане становятся позади него лицом к Мекке. В пятницу в мечетях проходят общие молитвы, ценность которых в 27 раз выше, чем тех, которые совершаются дома.

Каждый мусульманин стремится встать за имамом в первые ряды, так как получит за это от Аллаха больше награды.

Нельзя проходить перед человеком, читающим намаз. В этом случае его молитва нарушается и не принимается Аллахом. Поэтому обходите мусульманина сзади.

Женщины и мужчины читают молитву в разных комнатах, иногда женская комната расположена на балконе. Если таковых нет, то женщины встают в ряд за мужчинами.

Мужчины и женщины сидят в мечети отдельно. Фото: www.globallookpress.com

«Если вы не умеете молиться, не стесняйтесь попросить кого-то из служащих мечети объяснить вам. В храме всегда есть «шпаргалки» - книги, где кратко описано, как нужно читать намаз. Можно совершать ритуал, подглядывая в книжку. Со временем, вы сможете и без подсказки», - рассказывает Рустам Хайруллин.

Как подать милостыню?

Мусульманин, который хочет подать милостыню - садака - должен давать ее правой рукой и произнеся про себя намерение. Получающий от него дар принимает также правой рукой, произнеся про себя «Бисмилла-ирахман-ирахим».

Милостыню подают только тем, у кого нет жилья и пропитания. Фото: www.russianlook.com

«В исламе нуждающимся считается человек, который лишен пропитания, либо крова на сегодняшний день. Именно таким людям дают садака. Если человек к таковым не относится, но ему дают милостыню, то он в свою очередь должен передать ее тому, кто подходит под эти критерии», - говорит Рустам Хайруллин.

Кому нельзя заходить в мечеть?

Посещение мечети в туристических целях разрешается, но в этом случае, человек должен выполнить все требования, которых придерживаются верующие. «Любой путешественник должен понимать, что заходит в культовое здание. Он должен совершить гусуль, одеться, так как велят нормы шариата. Благо сегодня в храмах есть платки и юбки, для того чтобы женщины могли прикрыть те части тела, которые нельзя показывать», - добавляет хазрат.

В мечеть нельзя ходить в алкогольном и наркотическом опьянении. Фото: РИА Новости

В мечети нельзя шуметь. Также не допускаются люди, от которых исходит резкий запах, которые плохо пахнут. Пророк Мухаммед говорил, что если человек съел лук или чеснок, то он не должен появляться в мечети до тех пор, пока запах не исчезнет. Не допускается использование духов с резким запахом.

Фотографироваться в мечети можно. Но нельзя вешать фотографии и картины, на которых изображены одушевленные предметы, на стену, ставить в рамки.

Если вы берете в мечеть ребенка, то ответственность (перед Аллахом) за его поведение лежит на родителях.

Мечеть нельзя посещать душевнобольным людям. Женщинам запрещается посещать храм в «критические дни». Не пропустят в здание тех, кто находится в алкогольном или наркотическом опьянении.

«Из мечети выходят левой ногой. При этом надо сказать «Аллах, прости мои грехи». Всегда придерживайтесь правил этикета в мечетях, независимо оттого, какого вы вероисповедания», - резюмирует Рустам Хайруллин.

Полная современная энциклопедия этикета Южин Владимир Иванович

Поведение в мечети

Поведение в мечети

Мечеть - молитвенное здание у мусульман. Она не является святым местом, храмом в полном смысле этого слова. Исключение составляет только Масджид аль-харам - Запретная мечеть, которая находится в Мекке. В центре ее стоит Кааба - главная святыня мусульман.

В первые века существования ислама мечеть строилась стена к стене с домом наместника, в ней хранилась казна, объявлялись указы, вершился суд шариата. В наше время светские функции мечети изменились, но она попрежнему играет объединяющую роль: здесь организуются различные праздники, не обязательно религиозные, выступления исламских деятелей, проводятся конкурсы чтецов Корана и т. д. Кроме того, в мечети всегда может переночевать приезжий.

По уровню своей значимости мечети делятся на соборные (они же пятничные), квартальные, домашние, мечети при медресе, а также при аэропортах, гостиницах и т. д. Привычный облик мечети, включающий купол и минарет, сложился лишь около VIII в.

Пять раз в день в строго определенное время с минарета раздается азан - призыв на молитву. Его возглашает особый служитель - муэдзин. Внутри мечети направление молитвы определяет михраб - специальная ниша в стене, обращенная в сторону Мекки. Справа от михраба в соборной мечети стоит минбар - трибуна для проповедника.

Вход в мечеть для мужчин и женщин бывает как общим, так и раздельным, но женщины обычно молятся на втором этаже или в отгороженной части первого этажа.

Существуют определенные правила, которые распространяются на любого, кто пришел в мечеть, независимо от вероисповедания. Нельзя заходить в мечеть в нетрезвом состоянии. Внешний облик посетителя мечети не должен оскорблять взгляд верующих: следует надеть чистую, скромную и достаточно закрытую одежду.

Пол в мечети устлан коврами, поэтому обувь оставляют при входе. В больших мечетях специальные служащие принимают обувь и выдают жетон.

Особые правила посещения мечетей существуют для женщин. Одежда должна закрывать все тело, за исключением лица, кистей рук и ступней ног, цвет ее не должен быть вызывающе ярким, а силуэт - облегающим. Волосы следует полностью спрятать под платок. Уровень требований к внешнему облику женщин в разных мечетях различен.

Так, в Москве достаточно относительно длинного платья и платка, а, например, в Мешхеде иностранной посетительнице выдается чадра. В «критические дни» женщине запрещается посещать мечеть.

В целом посетители мечети ведут себя очень раскованно: они сидят или лежат на полу, едят, спят, общаются между собой. Но при этом в любое время кто-то может совершать намаз (араб. salat - салат, салят), то есть молиться, кто-то - читать Коран или просто сосредоточиться на мысли о Всевышнем. Поэто му не следует повышать голос, смеяться, браниться и т. д.

Когда наступает время намаза, верующие совершают омовение (вуду) и выстраиваются рядами за имамом - предстоятелем на молитве. Те, кто по каким-то причинам не принимает участия в коллективной молитве, не обязаны покидать мечеть.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Эти странные французы автора Япп Ник

Из книги Русско-английский кинологический словарь по экстерьеру автора Климовская Татьяна Алексеевна

ПОВЕДЕНИЕ поведение - behaviourтемперамент - temperamentхарактер - characterТИПЫ ПОВЕДЕНИЯагрессивное - aggressiveадекватное - adequateактивное - activeбдительное - watchfulбеспокойное - anxiousбесстрашное - fearlessблагородное, с достоинством - dignifiedвеличественное - regalверное - faithfulвеселое -

Из книги 100 великих некрополей автора Ионина Надежда

МЕЧЕТИ СТАМБУЛА В 658 году до н. э. греческие колонисты из Мегары основали на острове, расположенном между бухтой Золотой Рог и Мраморным морем, город Византии, который вскоре занял видное место среди других греческих полисов. В мае 330 года император Константин переехал в

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

Из книги Эти странные бельгийцы автора Мейсон Энтони

ПОВЕДЕНИЕ Хозяин в домеБельгийским мужчинам хотелось бы считать, что в доме командуют они, что все здесь происходит по их законам, за их деньги, в назначенный ими срок, и желания их должны выполняться беспрекословно. Поскольку, по мнению бельгийских женщин, супружеская

Из книги Эти странные голландцы автора Боулт Родни

ПОВЕДЕНИЕ СемьяПри взгляде на газетную колонку рождений понимаешь, насколько благоговейно относятся голландцы к своим детям: "Ганс, новый гражданин мира, рожден от Пьета и Марии 04/03/01".Голландская семья - это и ядро gezelligbeid, и школа, где учатся искусству переговоров и

Из книги Эти странные исландцы автора Сейл Ричард

ПОВЕДЕНИЕ Типичный исландец в компании иностранцев тих и застенчив. Оказавшись на каком-либо сборище, он почти не говорит, чем удивляет людей, привыкших к тирадам. Таковы, например, американцы, способные говорить целый час о том, чего не знают, и два - о том, о чем имеют хоть

Из книги Эти странные шведы автора Берлин Петер

ПОВЕДЕНИЕ Мужчины и женщиныУ иностранца, оказавшегося в Швеции, может сложиться впечатление, что эта страна населена двумя совершенно не похожими друг на друга народами: один народ - это мужчины, а другой - женщины.Типичная шведская женщина красива, уверена в себе и

Из книги Эти странные шотландцы автора Росс Дэвид

ПОВЕДЕНИЕ Нация конформистовШотландцы - народ далеко не покладистый. Они имеют свое мнение обо всем на свете. Обладая чувством коллективизма, они в большинстве своем законопослушны, если с их точки зрения законы разумны. Но попробуйте воспользоваться ими в своих целях,

Из книги Родос. Путеводитель автора Фюрст Флориан

ЦЕРКВИ, ПЛОЩАДИ И МЕЧЕТИ От юго-восточного угла Платиа Клеовулу начинается улочка Одос Панетиу (Odos Panetiou), ведущая мимо мастерской Фидия вазописца Костаса Пеппаса. Он расписывает керамические сосуды точно по античным образцам.Отсюда вверх по узкому переулку вы попадаете

Из книги Эти странные австралийцы автора Хант Кент

Поведение Если вы надеетесь встретить в Австралии человека с нормальным поведением, похороните свои надежды. Вспомните, в каком окружении живут оззи.Даже географическое положение этой страны ненормальное. И я вовсе не о дешевом утверждении, что она подвешена вверх

Из книги Каир: история города автора Битти Эндрю

Из книги Как путешествовать автора Шанин Валерий

Мечети У европейцев сейчас благодаря средствам массовой информации сложилось представление об исламе как о религии фанатиков, экстремистов и террористов. Кажется, каждый правоверный мусульманин только и думает о джихаде и спешит попасть в рай, унеся с собой как можно

Из книги Памятка гражданам СССР, выезжающим за границу автора Автор неизвестен

Поведение В какой бы стране Вы ни находились, уважайте местные законы, обычаи и традиции! Ошибочно полагать, что пребывание в стране в качестве иностранного гостя позволит Вам избежать наказания за их несоблюдение, либо получить какой-то особый статус. Помните, что с

Из книги Я познаю мир. Чудеса света автора Соломко Наталия Зоревна

Мечети Исфахана «Исфахан - это половина мира», - восхваляли средневековые поэты резиденцию монарха в Центральной Персии. Однако в 1600 году шах Аббас I из династии Сефевидов принял решение перестроить свою резиденцию Исфахан и создать его новый образ - «прекраснейший в

Из книги Атлас: анатомия и физиология человека. Полное практическое пособие автора Зигалова Елена Юрьевна
  • Польза коллективного намаза;
  • Порядок совершения коллективного намаза;
  • Мечеть;
  • Архитектурные особенности мечетей;
  • Культура поведения в мечети;
  • Пятничный намаз (джум‘а ) и порядок его совершения;
  • Праздничные намазы и порядок их совершения;
  • Возвеличивание Аллаха в дни праздника «Курбан-байрам» – такбир «ат-ташрик»;
  • Намаз «ат-таравих» ;
  • Намаз путника;
  • Возмещение пропущенных намазов (када );
  • Совершение намаза сидя и глазами;
  • Погребальная молитва – намаз «аль-джаназа» .

польза КОЛЛЕКТИВНОГО НАМАЗА

Коллективное (джама‘ ) совершение намаза имеет большое значение. Во время коллективной молитвы мусульмане ощущают духовную близость. После намаза, общаясь с единоверцами, они берут с них пример, пополняют свои знания, со временем оставляют вредные привычки. Благодаря постоянному общению между верующими возникают чувства братства и взаимопомощи. К тому же, вознаграждение за намаз, совершенный коллективно (джама‘ ), больше вознаграждения чем за намаз, совершенный в одиночку.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

« Вознаграждение (саваб) за совершение коллективн ого намаз а в 27 раз больше вознаграждения (саваб ) индивидуального намаз а » .

«Тот, кто коллективн о совершил ночной намаз (аль-‘ иша’ ) , будто бы совершал намаз половину ночи. А тот, кто коллектив но совершил утренний намаз (аль-фаджр) , будто бы совершал намаз всю ночь» .

«Намаз двух людей (совершающих его вместе) лучше намаза одного человека, а намаз трех людей лучше, чем намаз двух. И чем больше людей, тем это более любимее Аллахом» .

«Если три человека в деревне или в пустыне не станут совершать свой намаз коллективно , то ими непременно овладеет Сатана (шайтан ) . Будьте внимательны к коллективному намазу, совершайте его вместе, поистине, о вцу, отделившуюся от стада, обязательно поедают волки» .

Намазы-фарды можно выполнять индивидуально, но совершение их коллективно для мужчин считается более желательным (сунн а муаккада ).

Намазы-с унн ы и дополнительные намазы (нафиль ) не совершаются коллективно, за исключением намаза «ат-таравих» в месяц Рамадан, который, будучи сунной, может выполняется как коллективно, так и индивидуально. Намаз «аль- витр », относящийся к категории ваджиб , можно совершать коллективно только в месяц Рамадан.

Пятничный (д жум‘ а ) и праздничные намазы совершаются только коллективно.

ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО НАМАЗА

Перед началом совершения коллективного намаза молящийся должен оговорить в намерении желание совершать молитву коллективно, следуя за данным имамом. Предстоятель на молитве – имам также должен в своем намерении оговорить желание совершить намаз будучи имамом.

Рассмотрим порядок совершения полуденного намаза (аз-зухр ) коллективно.

Действия тех, кто совершает намаз, следуя за имамом с первого рак яата:

  1. Намерение: «Я намерился совершить 4 ракяата полуденного фард -намаза (аз-зухр ), следуя за имамом ради Всевышнего Аллаха».
  2. После вступительного такбира (т акбир а ль-ифтитах ), произносимого имамом, следующие за ним повторяют этот такбир. После этого, сложив руки, читают ду‘а «С ана » и умолкают. Во всех последующих ракяатах в положении «стоя» никто из следующих за имамом больше ничего не произносят. Только после чтения имамом вслух суры «Аль-Фатиха» говорят про себя: «Аминь».
  3. Во время поясного поклона (руку‘ «Субхана Раббияль-‘азым» . Имам, сказав «Сами‘а л- лаху лиман хамидах» , выпрямляется, те же, кто следует за имамом, выпрямившись, произносят про себя «Раббана ва лякаль-хамд» . Во время земного поклона (суджуд ) молящиеся за имамом 3 раза про себя произносят «Субхана Раббияль-а‘ля» .
  4. Во время первого сидения имам и следующие за ним читают шепотом «Ат-тахият», а во время последнего сидения читают «Ат-тахият» , «Салават» , ду‘а «Раббана атина» и вслед за имамом совершают приветствие (а с-салям ).

Совершающий намаз коллективно во время такбира, поясного поклона (руку‘ ), последующего выпрямления, во время земного поклона (с у дж у д ) и выпрямления после земного поклона (с у дж у д ), а также во время приветствия (а с-салям ) должен следовать за имамом, ни в чем его не опережая и не отставая.

Если опоздавший успел сделать намерение, вступительный такбир и совершить поясной поклон (руку‘ ) до того, как имам выпрямится после поясного поклона (руку‘ ), то этот ракяат считается совершенным.

Действия тех, кто следовал за имамом со 2-го рак яата :

Опоздавший на первый ракяат совершает намерение, вступительный такбир и начинает следовать за действиями имама. В последнем сидении опоздавший читает только «Ат-тахият». После того, как имам начнет совершать приветствие (а с-салям ) в правую сторону, не совершая его, встает со словами «Аллаху Акбар» , чтобы самостоятельно совершить один ракяат, который не успел совершить вместе с имамом.

Во время стояния последовательно читают ду‘а «С ана » , «А‘узу-Бисмиллях» , суру «Аль-Фатиха» и другую суру из Корана, после чего совершают поясной поклон (руку‘), 2 земных поклона (суджуд ) и выполняют последнее сидение, читая «Ат-тахият» , «Салават» , ду‘а «Раббана атина» . После этого совершают приветствие (а с-салям ) в обе стороны и на этом завершают намаз.

Действия тех, кто следует за имамом с 3-го рак яата:

Те, кто успел на 3-й ракяат 4-х ракяатного намаза, во время последнего сидения читают только «Ат-тахият». Затем, после того, как имам начнет выполнять приветствие (а с-салям «Аллаху Акбар» , не совершая приветствие (а с-салям ), чтобы самостоятельно совершить два ракяата, которые не успели совершить с имамом. Во время стояния последовательно читают ду‘а «С ана » , «А‘узу-Бисмиллях» , суру «Аль-Фатиха» и другую суру, затем, выполнив поясной поклон (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ), после чего со словами « Аллаху Акбар» встают, читают «Бисмиллях» , суру «Аль-Фатиха» и другую суру, потом совершают поясной (руку‘ ) и 2 земных (суджуд ) поклоны. В последнем сидении читают «Ат-тахият» , «Сал а ват» , ду‘а «Раббана атина », совершают приветствие (а с-салям ) и завершают намаз.

Если намаз 3-х ракяатный, например, вечерний (аль-магриб ), то опоздавшие к началу намаза, но успевшие совершить с имамом 3-й ракяат, читают вместе с имамом в конце «Ат-тахият», после чего, когда имам начнет выполнять приветствие (а с-салям ) в правую сторону, встают со словами «Аллаху Акбар» , не совершая приветствия (а с-салям ). Во время стояния последовательно читают ду‘а «С ана » , «А‘узу-Бисмиллях» , суру «Аль-Фатиха» и другую суру из Корана, затем, выполнив поясной (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджу д «Аллаху Акбар» , снова встают, читают «Бисмиллях», суру «Аль-Фатиха» и другую суру, совершают поясной (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ). Затем, в последнем сидении, читают «Ат-тахият» , «Салават» , ду‘а «Раббана атина» , совершают приветствие (а с-салям ) и завершают намаз.

Действия тех, кто следует за имамом с 4-го ра кяата :

Во время последнего сидения имама опоздавшие читают только «Ат-тахият». После того, как имам начнет выполнять приветствие (а с-салям ) в правую сторону, со словами «Аллаху Акбар» встают. Стоя, читают ду‘а «С ана » , «А‘узу-Бисми л лях» , суру «Аль-Фатиха» и другую суру. Затем, выполнив поясной (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ), садятся и читают только «Ат-тахият». Сказав «Аллаху Акбар» , встают, читают «Бисмиллях» , суру «Аль-Фатиха» и другую суру, совершают поясной поклон (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ). Затем, сказав «Аллаху Акбар», снова встают, читают «Бисмиллях» , суру «Аль-Фатиха», совершают поясной поклон (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ). В последнем сидении читают «Ат-тахият» , «Салават» , ду‘а «Раббана атина» , выполняют приветствие (а с-салям ) и завершают намаз.

Если опоздавшие присоединяются к имаму после того, как он выпрямился из поясного поклона (руку‘ ) последнего ракяата, то после приветствия (а с-салям ) имама в правую сторону встают и продолжают намаз самостоятельно.

Человек считается успевшим на коллективный намаз, если он присоединился до того, как имам начал выполнять приветствие (а с-салям ). При этом считается, что опоздавший, но присоединившийся к коллективной молитве, получит вознаграждение (саваб ), как тот, кто совершал намаз за имамом от начала до конца.

МЕЧЕТЬ

Мечеть – это место, где человек вместе со своими единоверцами поклоняется Всевышнему Аллаху. Мечеть, по-арабски «масджид», в переводе означает «место совершения земного поклона (суджуд )». Соборные мечети, где люди собираются для совершения пятничных и праздничных молитв, также называют «джами». Мечети – это «дома Аллаха», потому что в них люди поклоняются Ему.

Посещение мечетей вселяет спокойствие в души людей. Это место очищения от суеты бренного мира и размышления о вечном. В мечети читается Коран и возвещаются проповеди. Мечеть – это место сбора мусульман и центр религиозной общины. Все мусульмане могут приходить туда без приглашения, как к себе домой. В мечети верующие обмениваются между собой знаниями, жизненным опытом, решают личные и общественные проблемы, оказывают друг другу помощь и поддержку. Пришедшие в мечеть – это гости Всевышнего Аллаха. Мечеть – это место духовного возрождения, где люди могут набираться духовных сил и получить знания. Мечеть создает особое пространство общения с Богом, настраивающее на созерцание и размышления. Мечеть всегда открыта для всех людей, и каждый может найти там духовное пристанище.

В Священном Коране говорится:

«Несомненно, все мечети принадлежат Аллаху. Поэтому не взывайте никому, кроме Аллаха» .

«(Славят Господа) в домах (мечетях), которые Аллах позволил возвести и в которых поминается Имя Его…»

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«День Сбора (Судный День) , когда не будет никакой тени, тень от Арша укроет тех, кто ходи л в мечеть в темноте» .

«Человек, который сделал дома омовение и направился в мечеть, чтобы совершить намаз, подобен тому, кто надел ихрам (специальная одежда паломника) и отправился в хадж» .

«Для того, кто утром и вечером ходит в мечеть, за каждое движение его Аллах готовит угощение в раю» .

О достоинстве совершения намаза в трех главных мечетях пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Чтение намаза в Заповедной мечети ль-Харам в Мекке) подобно чтению ста тысяч намазов в обычной мечети. Чтение намаза в моей мечети (мечети Пророка в Медине) равно чтению одной тысячи намазов в обычной мечети . А чтение намаза в мечети « Аль-Акса » (в Иерусалиме ) приравнивается к чтению пятиста намаз ов в обычной мечети » .

АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЧЕТЕЙ

Мусульмане издавна уделяли большое внимание строительству мечетей. Первую мечеть возвел сам пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, со своими сподвижниками. С распространением ислама разные народы внесли свои национальные особенности в архитектуру мечетей, поэтому стили разных мечетей могут значительно отличаться друг от друга. Многие мечети по праву считаются мировыми архитектурными шедеврами.

Существует ряд архитектурных особенностей мечетей, которые, хотя и не являются ее обязательными элементами, встречаются в большинстве из них.

  • михраб – полукруглое углубление в одной из стен мечети, указывающее направление на Кыблу. В михрабе во время совершения коллективного намаза находится имам;
  • минбар – кафедра, с которой имам произносит пятничную и праздничную проповеди. Обычно представляет собой специальную лестницу справа от михраба;
  • минарет – башня при мечети, откуда возглашается азан (призыв к молитве);
  • алям – полумесяц на верху мечети или минарета, который является своего рода символом Ислама.
  • шарафа – балкон на минарете, с которого муэдзин призывает людей к молитве; на минарете обычно находится один, но может быть и несколько балконов;
  • курси – специальный стул, с которого читаются лекции (ва аз ).

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ В МЕЧЕТИ

Мечеть – это место, где люди поклоняются Аллаху. Её посещение способствует поддержанию единства мусульманского сообщества и приносит человеку духовную пользу. Мечети, которые называют «домами Аллаха», возвеличены Самим Господом. Обязанность каждого мусульманина – уважать мечеть. Существуют определенные правила поведения в мечети:

  1. перед посещением мечети желательно совершить омовение (гусль и вуду ), одеть чистую одежду;
  2. заходить в мечеть следует с правой ноги, читая при этом «Салават», а выходить – с левой ноги;
  3. перед входом в мечеть тщательно вытирать обувь;
  4. при входе в мечеть надо снять обувь;
  5. входить с уважением и благоговением;
  6. желательно (сунна ) прочитать намаз приветствия мечети («Тахийят аль–масджид » );
  7. поприветствовать присутствующих;
  8. сидеть в направлении Кыблы;
  9. не желательно сидеть, вытянув ноги;
  10. не следует кричать, шуметь, беседовать на мирские темы;
  11. не обсуждать вопросы купли-продажи.
  12. не заниматься посторонними делами, кроме молитвы, чтения или обучения;
  13. внимательно слушать чтение Корана, проповедей и лекций;
  14. пришедший на проповедь или коллективный намаз с опозданием должен занять ближайшее свободное место и не пробираться в первые ряды;
  15. не причинять беспокойство другим людям;
  16. не следует делать того, что может вызвать недовольство окружающих, в частности, перед посещением мечети есть чеснок или лук, источать другие неприятные запахи;
  17. не мусорить и не просить милостыню.
 
Статьи по теме:
Скачать клавиатурный тренажер для детей на русском бесплатно
Основные возможности уникальный альтернативный вариант для расположения рук на клавиатуре; поддержка различных раскладок и языков; звуковые эффекты для музыкального сопровождения работы; специальные уроки, которые помогают запоминать расположение клави
Не работает тачпад: советы и способы их решения
Сенсорная панель ноутбука (также известная как тачпад) является большим преимуществом данного устройства. Она позволяет обходиться без дополнительного оборудования, занимающего место в сумке, а также решает вопрос свободных портов USB. Однако достаточно ч
Конвертер ватт в амперы Что такое мАч
Мощность – это скорость расходования энергии, выраженная в отношении энергии ко времени: 1 Вт = 1 Дж/1 с. Один ватт равен отношению одного джоуля (единице измерения работы) к одной секунде. Практически каждый человек слышал про параметры электричества как
Стамбул - это город превосходных степеней…
Шесть тысяч лет прошло с тех пор, как реки Алибей-су и Кягытхане слились с проливом Босфор после разлома литосферных плит и образовали естественную заводь. Позже она получила название Золотой Рог. Рогом ее назвали, видимо, из-за своей формы. Золотым, по в