Промежуточная оболочка между gdb и отладчиком. GDB: ближе к телу

Linux: Полное руководство Колисниченко Денис Николаевич

22.2. Отладчик gdb

22.2. Отладчик gdb

Формат вызова отладчика gdb следующий:

gdb [-help] [-nx] [-q] [-batch] [-cd=dir] [-f] [-b bps] [-tty=dev] [-s symfile] [-e prog] [-sе prog] [-c core] [-x cmds] [-d dir] ]

Ключи отладчика описаны в таблице 22.1.

Ключи командной строки gdb Таблица 22.1

Ключ Назначение
-help или -h Вывод краткого описания всех параметров
-nx или -n Не обрабатывать команды файла инициализации.gdbinit
-q Не выводить приветствие и информацию об авторских правах
-batch Командный режим. Отладчик возвращает 0, если были выполнены все команды, указанные в файле, заданном параметром -x (и файле.gdbinit, если его использование разрешено). Если же хотя бы одна из команд не выполнена, возвращается ненулевое значение
-cd=каталог Установить рабочий каталог (по умолчанию используется текущий каталог)
-f или -fullname Данная опция нужна, если вы планируете использовать интерфейс текстового процессора Emacs для отладки ваших программ с помощью gdb . Для более подробного описаний обратитесь к справочной системе
-b bps (bits per second) Установить скорость обмена информацией по последовательному интерфейсу, если вы отлаживаете вашу программу удаленно
-tty=терминал Установить терминал в качестве стандартного ввода и вывода для отлаживаемой программы.
-s файл или -symbols=файл Читает таблицу символов из указанного файла
-write Разрешить запись в исполняемые и core-файлы
-e программа Использовать указанную программу в качестве фильтра дампа
-se=файл Читать таблицу символов из указанного файла и использовать указанный файл в качестве исполнимого
-core=файл или -с файл Указать файл дампа
-command=файл или -x файл Выполнить указанные в файле команды (используется в командном режиме)
-d каталог Добавить каталог к списку поиска исходных текстов
Последний параметр задает объект, который нужно отлаживать. Вы можете задать программу (prog), или дамп-файл (core), который будет создан в случае ошибки программы (Segmentation fault), или же подсоединиться к уже запущенному процессу (procID)
-p PID Подключиться к уже запущенному процессу (данная опция стала доступной в версии gdb 5.2)

Чтобы использовать gdb для отладки вашей программы, нужно добавить в исполняемый файл отладочную информацию. Для этого откомпилируете вашу программу с опцией -g:

$ gcc -g -o prog prog.c

Данная опция включает отладочную информацию в родном для операционной системы формате, с которым может работать gdb .

Затем нужно вызвать gdb так:

Если после запуска вашей программы произошла ошибка и был создан дамп-файл (core), можно передать отладчику и этот файл:

Можно также подключиться к уже запущенному процессу, для этого нужно передать его PID:

Только убедитесь сначала в том, что у вас нет файла 1111, поскольку gdb сначала ищет исполняемый файл, затем core-файл, а уже затем PID.

После запуска отладчика в интерактивном режиме вы можете использовать команды, самые важные из которых перечислены в таблице 22.2. Об остальных можно узнать в справочной системе: man gdb.

Команды gdb Таблица 22.2

Команда Назначение
break [файл:]функция Установить точку останова
run [аргументы] Запустить программу и передать ей указанные аргументы
bt Обратная трассировка: отобразить стек программы
print выражение Вывести значение выражении, операндами могут быть переменные, объявленные в вашей программа
С Продолжить выполнение программы (после останова)
Next Выполнить следующую строку. Это так называемый шаг «над» (step over). Если следующая строка - вызов функции, то мы выполним ее за один шаг - «перешагнем» ее
Step Выполнить следующую строку, Это так называемый шаг «в» (step into). Если следующая строка - вызов функции, то мы будем последовательно выполнять все операторы тела функции
help [имя] Вывести справку о команде отладчика или вывести общую информацию о нем
Quit Выход

В данной таблице приведены далеко не все команды. Если вас интересует более полная информация, обратитесь к руководству по gdb .

Из книги Язык программирования С# 2005 и платформа.NET 2.0. автора Троелсен Эндрю

Отладчик командной строки (cordbg.exe) Прежде чем перейти к рассмотрению возможностей компоновки C#-приложе-ний с помощью TextPad, следует отметить, что.NET Framework 2.0 SDK предлагает отладчик командной строки cordbg.ехe. Этот инструмент имеет множество опций, которые позволяют выполнить

Из книги Разработка приложений в среде Linux. Второе издание автора Джонсон Майкл К.

4.3. Отладчик GNU gdb - это отладчик, рекомендуемый Free Software Foundation, gdb представляет собой хороший отладчик командной строки, на котором строятся некоторые инструменты, включая режим gdb в Emacs, графический отладчик Data Display Debugger (http://www.gnu.org/software/ddd/) и встроенные отладчики в некоторых

Из книги Linux: Полное руководство автора Колисниченко Денис Николаевич

22.2. Отладчик gdb Формат вызова отладчика gdb следующий:gdb [-help] [-nx] [-q] [-batch] [-cd=dir] [-f] [-b bps] [-tty=dev] [-s symfile] [-e prog] [-sе prog] [-c core] [-x cmds] [-d dir] ]Ключи отладчика описаны в таблице 22.1.Ключи командной строки gdb Таблица 22.1 Ключ Назначение -help или -h Вывод краткого описания всех

Из книги Программирование для Linux. Профессиональный подход автора Митчелл Марк

1.4. GNU-отладчик gdb Отладчик - это программа, с помощью которой можно узнать, почему написанная вами программа ведет себя не так, как было задумано. Работать с отладчиком приходится очень часто. Большинство Linux-программистов имеет дело с GNU-отладчиком (GNU Debugger, GDB), который

Из книги Разработка ядра Linux автора Лав Роберт

Отладчик kgdb Отладчик kgdb - это заплата ядра, которая позволяет с помощью отладчика gdb отлаживать ядро по линии последовательной передачи. Для этого требуется два компьютера. На первом выполняется ядро с заплатой kgdb. Второй компьютер используется для отладки ядра по линии

Поговорим об отладчиках для Microsoft Windows. Их существует довольно много, вспомнить хотя бы всеми любимый OllyDbg, некогда популярный, но в настоящее время практически умерший SoftIce, а также Sycer, Immunity Debugger, x64dbg и бесчисленное количество отладчиков, встроенных в IDE. По моим наблюдениям, WinDbg нравится далеко не всем. Думаю, в основном это связано с командным интерфейсом отладчика. Любителям Linux и FreeBSD, бесспорно, он пришелся бы по душе. Но закоренелым пользователям Windows он кажется странным и неудобным. А тем временем, по функционалу WinDbg ничем не уступает другим отладчикам. Как минимум, он точно нечем не хуже классического GDB или там LLDB . В чем мы сегодня с вами и убедимся.

В мире Windows, все, как обычно, немного через жопу. Официальный инсталятор WinDbg можно скачать на сайте MS. Инсталятор этот помимо WinDbg также поставит вам свежую версию.NET Framework и перезагрузит систему без спроса. После установки не факт, что отладчик вообще заработает, особенно под старыми версиями Windows. Поэтому лучше скачать неофициальную сборку WinDbg или . Настоятельно советую воспользоваться именно одной из этих версий — это самый простой и быстрый способ установить WinDbg.

Есть две версии WinDbg, x86 и x64. Чтобы не возникало никаких проблем, отлаживайте x86 приложения с помощью x86 дебагера, а x64 приложения — с помощью x64 дебагера. После первого запуска выглядеть WinDbg будет довольно убого. Но не беспокойтесь по этому поводу. Поработав буквально несколько минут с WinDbg, вы подстроите его под себя и выглядеть он будет вполне няшненько. Например, как-то так (кликабельно, 51 Кб, 1156 x 785):

На этом скриншоте изображена отладка программы из заметки Получаем список запущенных процессов на Windows API . Как видите, WinDbg подцепил исходники программы. Справа отображаются значения локальных переменных. Внизу находится окно для ввода команд, где при помощи команды kn был выведен стэк вызовов. В верхней части отладчика находятся кнопки, при помощи которых можно выполнять простые действия вроде «шаг вперед», а также открыть дополнительные окна. При помощи этих окон можно посмотреть содержимое оперативной памяти, значения регистров, дизассемблерный листинг программы и много других интересных вещей.

Вообще, очень многое в WinDbg можно делать через GUI. Например, в окне с исходным кодом можно поставить курсор на нужном месте и нажатием на икноку с ладонью создать там точку останова. Или выполнить run to cursor. Также выполнение команды можно в любой момент остановить при помощи кнопки Break в панели вверху. На этом всем подробно останавливаться не будем. Но учтите, что такие возможности есть и они заслуживают изучения!

Прежде, чем приступить к отладке при помощи WinDbg, нужно сделать несколько несложных телодвижений. Откройте File → Symbol File Path и введите:

SRV*C:\symbols*http://msdl.microsoft.com/download/symbols

Затем нажмите Browse и укажите путь до файлов c отладочной информацией (.pdb) вашего проекта. Аналогичным образом в File → Source File Path укажите путь до каталога с исходниками. Если сомневаетесь, укажите путь, по которому находится файл проекта Visual Studio, не ошибетесь. Затем скажите File → Save Workspace, чтобы все эти пути не приходилось указывать заново при каждом запуске WinDbg.

Теперь, когда все настроено, есть несколько способов начать отладку. Можно запустить новый процесс под отладчиком, можно подключиться к уже существующему, можно открыть крэшдамп. Все это делается через меню File. Особого внимания заслуживает возможность удаленной отладки. Например, если при помощи WinDbg вы отлаживаете драйверы, то особого выбора, кроме как использовать удаленную отладку, у вас как бы и нет. Что не удивительно, ведь малейшая ошибка в коде драйвера может привести к BSOD.

Если вы уже отлаживаете процесс, но хотели бы начать делать это удаленно, говорим:

Server tcp:port=3003

Нужно проверить, что порт открыт, что особенно актуально на Windows Server. На клиенте делаем File → Connect to a Remote Session, вводим:

tcp:Port=3003,Server=10.110.0.10

Кроме того, можно запустить сервер, позволяющий отлаживать любой процесс в системе:

dbgsrv.exe -t tcp:port=3003

На клиенте подключаемся через File → Connect to Remote Stub. После этого через интерфейс можно как обычно выбрать процесс из списка или запустить новый. Только работать процессы будут на удаленной машине.

Теперь, наконец-то, рассмотрим основные команды WinDbg.

Важно! Иногда команды могут выполняется очень долго, например, если вы решили загрузить сразу все отладочные символы. Если устанете ждать, просто нажмите Ctr+C в поле ввода команды, и WinDbg тут же перестанет делать то, что он сейчас делает.

Help
.hh команда

Очистить вывод в окне Command:

Добавить путь, по которому WinDbg будет искать отладочные символы (та же команда без знака плюс затрет все ранее прописанные пути):

Sympath+ c:\pdbs

Перезагрузить символы:

Показать список модулей:

Ищем символы:

x *!Ololo::My::Namespace::*

Загрузить символы для модуля:

ld имя_модуля

Если WinDbg почему-то не находит.pdb файлы и в стектрейсах вместо имен.c/.cpp файлов с номерами строк вы видите что-то вроде module+0x19bc, попробуйте выполнить следующую последовательность команд — так вы получите больше информации о возможных причинах проблемы:

Sym noisy
.reload MyModule.dll

Указать путь к каталогу исходников:

Поставить точку останова:

bp kernel32!CreateProcessA
bp `mysorucefile.cpp:123`
bp `MyModule!mysorucefile.cpp:123`
bp @@(Full::Class:Name::method)

Поставить точку остановка, которая сработает только один раз:

Поставить точку останова, которая сработает на 5-ый раз, после 4-х проходов:

Можно автоматически выполнять команды каждый раз, когда срабатывает точка останова:

bp kernel32!LoadLibraryA ".echo \"Variables:\n\"; dv"

У аппаратных точек останова синтаксис такой:

ba

Где mode это e, r или w — выполнение, чтение, запись. При mode = e параметр size может быть только 1. Например:

ba e 1 kernel32!LoadLibraryA

Список точек останова:

Деактивировать точку останова:

Активировать точку останова:

Полное удаление точек останова:

bc номер
bc *

Показать команды, которые нужно ввести для восстановления текущих точек останова:

Писать лог в файл:

Logopen c:\1.txt

Перестать писать лог в файл:

Выполнить команды из файла:

Для сохранения точек останова в файл можно выполнить (обязательно в одну строку!) следующие команды:

Logopen c:\1.txt; .bpcmds; .logclose

Показать дизассемблерный листинг:

Показать значение регистров:

Показать стек вызовов:

То же самое с номерами фреймов:

Перемещение к фрейму:

Frame номер

Показать локальные переменные:

Показать структуру:

dt имя_переменной

Показать структуру рекурсивно:

dt -r имя_переменной

Дамп памяти по адресу:

Дамп памяти в виде word/dword/qword:

dw адрес
dd адрес
dq адрес

Дамп в виде битов:

Дамп ascii строки:

Дамп unicode строки:

Редактирование памяти.

Сегодня ты сделаешь еще один шаг в деле
изучения Linux систем. Я расскажу об основных
приемах при работе с gdb. Овладев ими ты сможешь понять, как работает любая программа, писать свои эксплоиты.

Вы, наверное, все слышали про такую вещь как отладчик, gdb – это и есть отладчик. GDB – GNU
Debugger. Это некое подобие SoftICE для Windows (для тех кто не знает – самый популярный и, на мой взгляд, вообще лучший отладчик), только под
Linux системы. Дело в том, что в сети не так уж много документов, которые демонстрируют работу этой вещи и в свое время я его осваивал сам. Итак,
в документе будут описаны базовые команды gdb. Все это будет показано на примере. А в качестве примера я решил взять ненужную прогу yes. Для тех, кто не знает – это программа просто выводит символ ‘y’ до бесконечности, для начала я решил научить ее выводить не этот символ, а строку ‘XAKEP’, хоть веселее будет.

Ну а теперь все по порядку. Сам отладчик запускается так:

Но можно вводить различные параметры, у нас это будет путь к исследуемой программе:

# gdb /usr/bin/yes

Можно исследовать core файлы, для этого нужно ввести следует ввести следующее:

# gdb /usr/bin/yes core

Еще может понадобится команда для просмотра содержимого регистров:

(gdb) info registers

либо так (сокращенный вариант)

Теперь рассмотрим как делать перехваты. Существуют
точки останова, точки перехвата и точки наблюдения. Более конкретно я бы хотел остановиться на точках останова. Их можно устанавливать на:

(gdb) break function - Остановить перед входом в функцию
(gdb) break *adress - Остановить перед выполнением инструкции по адресу.

После установок можно просмотреть все точки для этого воспользуйтесь командой:

(gdb) info break

А потом можно удалить эти точки:

(gdb) clear breakpoint - где break это название точки останова
(например, функция или адрес)

Очень необходимой вещью является возможность автоматического отображения различных значений при выполнении программы. Для этого существует команда display:

(gdb) display/format value , где format – это формат отображения, а value – само выражение которое нужно отобразить.

Для работы с отображением отведены следующие команды:

(gdb) info display - выдает инфу об отображениях
(gdb) delete num - где num – удалить элементы с индексом
num

Это был небольшой справочник по командам, чтобы понять основную идею.
Далее на примере хотелось бы продемонстрировать это и еще немного. И помните – здесь я дал лишь очень маленькую часть всех возможностей gdb, на самом деле у него их в сотни раз больше, поэтому читайте и учите.
Как я и обещал, берем ненужную прогу yes. Путь на вашей машине может не совпадать с моим, все зависит от операционки которой вы пользуетесь, если что воспользуйтесь поиском (команда
find).

# gdb /usr/bin/yes

После запуска он говорит приветственное сообщение.

GNU gdb 19991004




There is absolutely no warranty for GDB. Type "show warranty" for details.
This GDB was configured as "i386-redhat-linux"...
(no debugging symbols found)...

Так как yes выводит бесконечное число символов, то лучше бы их нам не видеть в отладчике, а вывод
программы можно направить на другую консоль. Откройте новый терминал, наберите who is i и вы получите имя консоли. Должно вылезти
что-то вроде этого:

Вот теперь просто привязываем к ней.

(gdb) tty /dev/pts/1

А теперь ставим точку останова на функцию puts(), а чтобы было понятней вот вам man-справка об функции(команда man
puts)

#include
int puts(const char *s);
puts() writes the string s and a trailing newline to std­
out.

Как видно, функция посылаем строку s на поток вывода. Вот она то нам и нужна. На ней то мы пока и остановимся.

(gdb) break puts
Breakpoint 1 at 0x8048698

И запускаем саму программу, чтобы дождаться пока gdb не остановит ее выполнение на вызове функции.

(gdb) r
Starting program: /usr/bin/yes
Breakpoint 1 at 0x4006d585: file ioputs.c, line 32.

Breakpoint 1, 0x4006d585 in _IO_puts (str=0x8048e59 "y") at ioputs.c:32
32 ioputs.c: No such file or directory.
1: x/i $eip 0x4006d585 <_IO_puts+21>: mov 0x8(%ebp),%esi

О, вот и произошло чудо, сработал breakpoint. Что мы видим – а видим мы ни что иное, как параметр функции, точнее адрес, по которому он лежит. Что теперь нужно
сделать? Правильно, подправить данные по этому адресу. При этом мы затрем еще пару символов своими.

(gdb) set {char}0x8048e59="X"
(gdb) set {char}0x8048e5a="A"
(gdb) set {char}0x8048e5b="K"
(gdb) set {char}0x8048e5c="E"
(gdb) set {char}0x8048e5d="P"

Ну а теперь посмотрим на наше творение. Что там лежит в памяти:

(gdb) x/3sw 0x8048e59
0x8048e59 <_IO_stdin_used+437>: "XAKEP\004\b"
0x8048e61 <_IO_stdin_used+445>: ""
0x8048e62 <_IO_stdin_used+446>: ""

Теперь удалим наш брякпоинт:

(gdb) info break
Num Type Disp Enb Address What
1 breakpoint keep y 0x4006d585 in _IO_puts at ioputs.c:32
breakpoint already hit 1 time
(gdb) clear puts
Deleted breakpoint 1

И продолжим выполнение чтобы насладится результатом:

Вот и все. Выходим.

(gdb) q
The program is running. Exit anyway? (y or n) y

На этом практика заканчивается, остальное изучайте сами и помните что главное в этой жизни – это УЧЕНЬЕ.
Вот еще некоторые примеры работы:

Присоединение к работающему процессу:

// launch gdb
hack@exploit:~ > gdb
GNU gdb 4.18
Copyright 1998 Free Software Foundation, Inc.
GDB is free software, covered by the GNU General Public License, and you are
welcome to change it and/or distribute copies of it under certain conditions.
Type "show copying" to see the conditions.
There is absolutely no warranty for GDB. Type "show warranty" for
details.
This GDB was configured as "i386-suse-linux".
(gdb) attach "pid"
(gdb) attach 1127 // example

Поиск в памяти:

(gdb) x/d or x "address" show decimal
(gdb) x/100s "address" show next 100 decimals
(gdb) x 0x0804846c show decimal at 0x0804846c
(gdb) x/s "address" show strings at address
(gdb) x/105 0x0804846c show 105 strings at 0x0804846c
(gdb) x/x "address" show hexadecimal address
(gdb) x/10x 0x0804846c show 10 addresses at 0x0804846c
(gdb) x/b 0x0804846c show byte at 0x0804846c
(gdb) x/10b 0x0804846c-10 show byte at 0x0804846c-10
(gdb) x/10b 0x0804846c+20 show byte at 0x0804846c+20
(gdb) x/20i 0x0804846c show 20 assembler instructions at address

Список всех секций в исполняемом файле:

(gdb) maintenance info sections // or
(gdb) mai i s

Executable file:
`/home/hack/homepage/challenge/buf/basic", file type
elf32-i386.
0x080480f4->0x08048107 at 0x000000f4: .interp ALLOC

0x08048108->0x08048128 at 0x00000108: .note.ABI-tag
ALLOC LOAD READONLY DATA HAS_CONTENTS
0x08048128->0x08048158 at 0x00000128: .hash ALLOC
LOAD READONLY DATA HAS_CONTENTS
0x08048158->0x080481c8 at 0x00000158: .dynsym ALLOC
LOAD READONLY DATA HAS_CONTENTS
0x080481c8->0x08048242 at 0x000001c8: .dynstr ALLOC
LOAD READONLY DATA HAS_CONTENTS
0x08048242->0x08048250 at 0x00000242: .gnu.version
ALLOC LOAD READONLY DATA
HAS_CONTENTS

Бряк на адрес:

(gdb) disassemble main
Dump of assembler code for function main:
0x8048400

: push %ebp
0x8048401 : mov %esp,%ebp
0x8048403 : sub $0x408,%esp
0x8048409 : add $0xfffffff8,%esp
0x804840c : mov 0xc(%ebp),%eax
0x804840f : add $0x4,%eax
0x8048412 : mov (%eax),%edx
0x8048414 : push %edx
0x8048415 : lea 0xfffffc00(%ebp),%eax
...

(gdb) break *0x8048414 // example
Breakpoint 1 at 0x8048414
(gdb) break main // example
Breakpoint 2 at 0x8048409
(gdb)

Цель отладки программы - устранение ошибок в её коде. Для этого вам, скорее всего, придётся исследовать состояние переменных во время выполнения , равно как и сам процесс выполнения (например, отслеживать условные переходы). Тут отладчик - наш первый помощник. Конечно же, в Си достаточно много возможностей отладки без непосредственной остановки программы: от простогоprintf(3) до специальных систем ведения логов по сети и syslog . В ассемблере такие методы тоже применимы, но вам может понадобиться наблюдение за состоянием регистров, образ ( dump ) оперативной памяти и другие вещи, которые гораздо удобнее сделать в интерактивном отладчике. В общем, если вы пишете на ассемблере, то без отладчика вы вряд ли обойдётесь.

Начать отладку можно с определения точки останова ( breakpoint ), если вы уже приблизительно знаете, какой участок кода нужно исследовать. Этот способ используется чаще всего: ставим точку останова, запускам программу и проходим её выполнение по шагам, попутно наблюдая за необходимыми переменными и регистрами. Вы также можете просто запустить программу под отладчиком и поймать момент, когда она аварийно завершается из-за segmentation fault, - так можно узнать, какая инструкция пытается получить доступ к памяти, подробнее рассмотреть приводящую к ошибке переменную и так далее. Теперь можно исследовать этот код ещё раз, пройти его по шагам, поставив точку останова чуть раньше момента сбоя.

Начнём с простого. Возьмём программу Hello world и скомпилируем её с отладочной информацией при помощи ключа компилятора -g :

$ gcc -g hello.s -o hello $

Запускаем gdb:

$ gdb ./hello GNU gdb 6.4.90-debian Copyright (C) 2006 Free Software Foundation, Inc. GDB is free software, covered by the GNU General Public License, and you are welcome to change it and/or distribute copies of it under certain conditions. Type "show copying" to see the conditions. There is absolutely no warranty for GDB. Type "show warranty" for details. This GDB was configured as "i486-linux-gnu"...Using host libthread_db library "/lib/tls/libthread_db.so.1". (gdb)

GDB запустился, загрузил исследуемую программу, вывел на экран приглашение (gdb) и ждёт команд. Мы хотим пройти программу "по шагам" ( single-step mode ). Для этого нужно указать команду, на которой программа должна остановиться. Можно указать подпрограмму - тогда остановка будет осуществлена перед началом исполнения инструкций этой подпрограммы. Ещё можно указать имя файла и номер строки.

(gdb) b main Breakpoint 1 at 0x8048324: file hello.s, line 17. (gdb)

b - сокращение от break . Все команды в GDB можно сокращать, если это не создаёт двусмысленных расшифровок. Запускаем программу командой run . Эта же команда используется для перезапуска ранее запущенной программы.

(gdb) r Starting program: /tmp/hello Breakpoint 1, main () at hello.s:17 17 movl $4, %eax /* поместить номер системного вызова write = 4 Current language: auto; currently asm (gdb)

GDB остановил программу и ждёт команд. Вы видите команду вашей программы, которая будет выполнена следующей, имя функции , которая сейчас исполняется, имя файла и номер строки. Для пошагового исполнения у нас есть две команды: step (сокращённо s ) и next (сокращённо n ). Команда step производит выполнение программы с заходом в тела подпрограмм. Команда next выполняет пошагово только инструкции текущей подпрограммы.

(gdb) n 20 movl $1, %ebx /* первый параметр - в регистр %ebx */ (gdb)

Итак, инструкция на строке 17 выполнена, и мы ожидаем, что в регистре %eax находится число 4. Для вывода на экран различных выражений используется команда print (сокращённо p ). В отличие от команд ассемблера, GDB в записи регистров использует знак $ вместо % . Посмотрим, что в регистре %eax :

(gdb) p $eax $1 = 4 (gdb)

Действительно 4! GDB нумерует все выведенные выражения. Сейчас мы видим первое выражение ($1 ), которое равно 4. Теперь к этому выражению можно обращаться по имени. Также можно производить простые вычисления:

(gdb) p $1 $2 = 4 (gdb) p $1 + 10 $3 = 14 (gdb) p 0x10 + 0x1f $4 = 47 (gdb)

Пока мы играли с командой print , мы уже забыли, какая инструкция исполняется следующей. Команда info line выводит информацию об указанной строке кода. Без аргументов выводит информацию о текущей строке.

(gdb) info line Line 20 of "hello.s" starts at address 0x8048329 and ends at 0x804832e . (gdb)

Команда list (сокращённо l ) выводит на экран исходный код вашей программы. В качестве аргументов ей можно передать:

  • номер_строки - номер строки в текущем файле;
  • файл:номер_строки - номер строки в указанном файле;
  • имя_функции - имя функции, если нет неоднозначности;
  • файл:имя_функции - имя функции в указанном файле;
  • *адрес - адрес в памяти, по которому расположена необходимая инструкция.

Если передавать один аргумент , команда list выведет 10 строк исходного кода вокруг этого места. Передавая два аргумента, вы указываете строку начала и строку конца листинга.

(gdb) l main 12 за пределами этого файла */ 13 .type main, @function /* main - функция (а не данные) */ 14 15 16 main: 17 movl $4, %eax /* поместить номер системного вызова 18 write = 4 в регистр %eax */ 19 20 movl $1, %ebx /* первый параметр поместить в регистр 21 %ebx; номер файлового дескриптора 22 stdout = 1 */ (gdb) l *$eip 0x8048329 is at hello.s:20. 15 16 main: 17 movl $4, %eax /* поместить номер системного вызова 18 write = 4 в регистр %eax */ 19 20 movl $1, %ebx /* первый параметр поместить в регистр 21 %ebx; номер файлового дескриптора 22 stdout = 1 */ 23 movl $hello_str, %ecx /* второй параметр поместить в 24 регистр %ecx; указатель на строку */ (gdb) l 20, 25 20 movl $1, %ebx /* первый параметр поместить в регистр 21 %ebx; номер файлового дескриптора 22 stdout = 1 */ 23 movl $hello_str, %ecx /* второй параметр поместить в 24 регистр %ecx; указатель на строку */ 25 (gdb)

Запомните эту команду: list *$eip . С её помощью вы всегда можете просмотреть исходный код вокруг инструкции, выполняющейся в текущий момент. Выполняем нашу программу дальше:

(gdb) n 23 movl $hello_str, %ecx /* второй параметр поместить в регистр %ecx (gdb) n 26 movl $hello_str_length, %edx /* третий параметр поместить в регистр %edx (gdb)

Не правда ли, утомительно каждый раз нажимать n ? Если просто нажать Enter , GDB повторит последнюю команду:

(gdb) 29 int $0x80 /* вызвать прерывание 0x80 */ (gdb) Hello, world! 31 movl $1, %eax /* номер системного вызова exit = 1 */ (gdb)

Ещё одна удобная команда , о которой стоит знать - info registers . Конечно же, её можно сократить до i r . Ей можно передать параметр - список регистров, которые необходимо напечатать. Например, когда выполнение происходит в защищённом режиме, нам вряд ли будут интересны значения сегментных регистров.

(gdb) info registers eax 0xe 14 ecx 0x804955c 134518108 edx 0xe 14 ebx 0x1 1 esp 0xbfabb55c 0xbfabb55c ebp 0xbfabb5a8 0xbfabb5a8 esi 0x0 0 edi 0xb7f6bcc0 -1208566592 eip 0x804833a 0x804833a eflags 0x246 [ PF ZF IF ] cs 0x73 115 ss 0x7b 123 ds 0x7b 123 es 0x7b 123 fs 0x0 0 gs 0x33 51 (gdb) info registers eax ecx edx ebx esp ebp esi edi eip eflags eax 0xe 14 ecx 0x804955c 134518108 edx 0xe 14 ebx 0x1 1 esp 0xbfabb55c 0xbfabb55c ebp 0xbfabb5a8 0xbfabb5a8 esi 0x0 0 edi 0xb7f6bcc0 -1208566592 eip 0x804833a 0x804833a eflags 0x246 [ PF ZF IF ] (gdb)

Так, а кроме регистров у нас ведь есть ещё и

Ошибки, к сожалению, встречаются в любой программе, каким бы крутым профессионалом её разработчик ни был. Поэтому, нравится это вам или нет, пользоваться отладчиком вам всё равно придётся. Жизнь заставит. И чем больше времени вы сейчас потратите на изучение работы с ним, тем больше времени это вам сэкономит в дальнейшем.

Мы рассмотрим отладчик GDB, входящий в комплект программ GNU.

Для того, чтобы им пользоваться, нужно сначала скомпилировать программу так, чтобы её двоичный файл содержал отладочную информацию. Эта информация включает в себя, в частности, описание соответствий между адресами исполняемого кода и строками в исходном коде.

Такая компиляция достигается путём добавления флага -g к команде на компиляцию. Например, если бы мы собирали программу kalkul без применения Makefile, мы бы дали такую команду:

g++ main.cpp problem.cpp -o kalkul -g

Если же мы пользуемся командой make, то надо поставить опцию CFLAGS=-g. Тогда все команды на компиляцию, содержащиеся в Make-файле, автоматически получат флаг -g.

Давайте возьмём программу, которую мы создали из файлов main.cpp, problem.cpp и problem.h (мы тогда называли этот каталог проекта kalkulcpp). У нас Makefile уже сформирован. Воспользуемся им.

Очистим пакет от результатов предыдущей сборки.

Соберём программу снова, но уже с включением отладочной информации.

Запустим отладчик GDB, загрузив в него нашу программу для отладки. (Если помните, исполняемая программа у нас находилась в каталоге src.)

gdb ./src/kalkul

Чтобы запустить программу внутри отладчика,даётся команда run.

Чтобы посмотреть исходный код, даётся команда list.

Если дать эту команду без параметров, то она первые девять строк исходного кода главного файла (то есть такого, в котором имеется функция main). Чтобы просматривать файл дальше, надо снова набирать list. Чтобы посмотреть конкретные строки, надо указать два параметра: с какой строки начинать просмотр, и с какой строки заканчивать.

Чтобы просмотреть другие файлы проекта, надо перед номерами строк указать название нужного файла и отделить его от номеров строк двоеточием.

list problem.cpp:20,29

Поставим точку останова на строке номер 21. Точка останова - это метка, указывающая, что программа, дойдя до этого места, должна остановиться.

list problem.cpp:20,27

Посмотреть, где вы поставили точки останова, можно с помощью команды info breakpoints.

info breakpoints

(При желании можно вместо номера строки указать название функции,тогда программа остановится перед входом в функцию.)

Запустим программу.

Введём первое число 5 и знак математического действия « + ». Программа дойдёт до точки останова и остановится, выведя нам строку, у которой эта точка расположена.

Нам, конечно, интересно знать,в каком именно месте мы остановились, и что программа уже успела выполнить. Даём команду backtrace.

Отладчик выдаёт нам следующую информацию:

#0 CProblem::Calculate (this=0x804b008) at problem.cpp:21

#1 0x08048e00 in CProblem::Solve (this=0x804b008) at problem.cpp:93

#2 0x08048efc in main () at main.cpp:15

Это означается, что мы находимся внутри выполняющейся функции Calculate, являющейся функцией-членом класса CProblem. Она была вызвана из функции Solve того же класса, а та, в свою очередь, из функции main. Таким образом, команда backtrace показывает весь стек вызываемых функций от начала программы до текущего места.

Посмотрим, чему же равно на этом этапе значение переменной Numeral.

И нам сразу выводится число 5, которое мы и вводили в программу. (Значение, введённое нами с клавиатуры, присвоилось именно этой переменной.)

Если мы вместо print будем пользоваться командой display, то величина этой переменной будет показываться каждый раз, когда программа останавливается, без специального указания.

Добавим ещё одну точку останова на строке 25 файла problem.cpp.

break problem.cpp:25

Продолжим выполнение программы.

Команда Continue продолжает выполнение программы с текущего адреса. Если бы мы набрали run, программа начала бы выполняться с начала. Поскольку на строке 24 имеется команда cin >> SecondNumeral, то нам придётся ввести второе слагаемое. Введём, например,число 2. После этого программа опять остановится на строке 25 (наша вторая точка останова).

Посмотрим, чему равны значения наших переменных Numeral, SecondNumeral и Operation. Если вы помните, именно такие переменные мы объявляли в классе CProblem.

print SecondNumeral

У нас получится 5, « + », 2. Так и должно быть. Но давайте теперь «передумаем» и лучше присвоим переменной SecondNumeral значение 4. Отладчик GDB позволяет прямо во время выполнения программы изменить значение любой переменной.

set SecondNumeral=4

Если не верим, что её значение изменилось,можно проверить.

print SecondNumeral

Теперь мы ожидаетм, что результат будет 9. Давайте выполним программу до конца.

Результат действительно равен 9.

Давайте теперь уберём наши точки останова. Мы, кажется, создали две таких точки. Но это можно проверить.

info breakpoints

Удалим их.

Унас не должно остаться ни одной точки останова. Проверяем.

info breakpoints

Действительно не осталось ни одной.

Теперь давайте пошагово пройдём всю программу (благо, она у нас небольшая).

Поставим точку останова на десятой строке главного файла.

break main.cpp:10

Запустим программу

Дойдя до десятой строчки, она остановится. Теперь проходим её, останавливаясь на каждой строчке, с помощью команды step.

Чтобы не набирать каждый раз s-t-e-p, можно просто вводить букву s. Как только программа доходит до команды Problem->SetValues(), она сразу переходит в файл problem.cpp, где находится определение функции-члена CProblem::SetValues() и проходит код этой функции. То же самое, когда она дойдёт до вызова Problem->Solve().

Чтобы при вызове функции, программа не входила в неё, а продолжала дальше выполняться только на текущем уровне стека, вместо step даётся команда next или просто n.

Таким образом, можно просмотреть, как выполняется вся программа или любой участок программы. На любом шаге можно проверять значение любой переменной. Чтобы перестать проходить программу по шагам и запустить её до конца, надо дать команду continue.

Дадим короткий список наиболее часто встречающихся команд отладчика GDB. За более подробной информацией вы, конечно, всегда можете обратиться к встроенному описанию программы (info gdb) или руководством по пользованию (man gdb).

backtrace - выводит весь путь к текущей точке останова, то есть названия всех функций, начиная от main(); иными словами, выводит весь стек функций;

break - устанавливает точку останова; параметром может быть номер строки или название функции;

clear - удаляет все точки останова на текущем уровне стека (то есть в текущей функции);

continue - продолжает выполнение программы от текущей точки до конца;

delete - удаляет точку останова или контрольное выражение;

display - добавляет выражение в список выражений, значения которых отображаются каждый раз при остановке программы;

finish - выполняет программу до выхода из текущей функции; отображает возвращаемое значение,если такое имеется;

info breakpoints - выводит список всех имеющихся точек останова;

info watchpoints - выводит список всех имеющихся контрольных выражений;

list - выводит исходный код; в качестве параметра передаются название файла исходного кода, затем, через двоеточие, номер начальной и конечной строки;

next - пошаговое выполнение программы, но, в отличие от команды step, не выполняет пошагово вызываемые функции;

print - выводит значение какого-либо выражения (выражение передаётся в качестве параметра);

run - запускает программу на выполнение;

set - устанавливает новое значение переменной

step - пошаговое выполнение программы;

watch - устанавливает контрольное выражение, программа остановится, как только значение контрольного выражения изменится;

Дмитрий Пантелеичев (dimanix2006 at rambler dot ru) - Знакомство с отладчиком gdb
 
Статьи по теме:
Прошивка телефона, смартфона и планшета ZTE
On this page, you will find the official link to download ZTE Blade L3 Stock Firmware ROM (flash file) on your Computer. Firmware comes in a zip package, which contains Flash File, Flash Tool, USB Driver and How-to Flash Manual. How to FlashStep 1 : Downl
Завис компьютер — какие клавиши нажать на клавиатуре, как перезагрузить или выключить
F1- вызывает «справку» Windows или окно помощи активной программы. В Microsoft Word комбинация клавиш Shift+F1 показывает форматирование текста; F2- переименовывает выделенный объект на рабочем столе или в окне проводника; F3- открывает окно поиска файла
ISBN, УДК, ББК, штриховые коды, выходные данные
Для публикации работы (статьи, книги, диссертации) автору необходимо указать тематический раздел (индекс) существующих классификаций, к которому эта работа относится, и авторский знак. Классификационные индексы издания – это индексы УДК,ББК и ГРНТИ. УДК –
Скачать клавиатурный тренажер для детей на русском бесплатно
Основные возможности уникальный альтернативный вариант для расположения рук на клавиатуре; поддержка различных раскладок и языков; звуковые эффекты для музыкального сопровождения работы; специальные уроки, которые помогают запоминать расположение клави