Основные термины фотосъемки. Основные термины и понятия фотографии Автоматическая Экспозиционная Вилка

Словарь фотографических терминов

Автоматическая экспозиция — режим фотоаппарата, иногда помечаемый как «авто» или «АЕ», при котором фотоаппарат автоматически устанавливает настройки для оптимальной экспозиции (автоматический режим, авторежим, режим автомат)

Автофокус - система большинства фотоаппаратов, автоматически наводящая резкость объектива на объект съёмки. Специальные индикаторы в видоискателе подтверждают, что фотоаппарат сфокусировался на выбранное фотографом место.

Аналоговый - в фотографии это термин, применяемый к традиционным, нецифровым фотоаппаратам и процессам проявки и печати.

Баланс белого — режим цифровых фотоаппаратов и цифровых видеокамер, который позволяет корректировать неестественные цветовые оттенки в кадре. Установку баланса белого можно делать вручную либо воспользоваться авторежимом.

Видоискатель - оптическая система, которая позволяет увидеть ту же часть композиции, как и та, что будет запечатлена фотоаппаратом. Картинка в видоискателе будет меняться при использовании зум-объектива.

Выдержка - время, в течение которого на сенсор цифрового фотоаппарата или плёнку во время экспозиции попадает свет. При маленькой выдержке пропускается меньше света, что также помогает «заморозить» быстрое движение.

Глубина резкости — расстояние от ближайшего объекта в кадре до самого удалённого, где объекты выглядят резкими. Небольшая глубина резкости означает, что детали перед или непосредственно позади объекта съёмки будут размыты. Большая глубина резкости означает, что в фокусе (не размыты) будут как близко расположенные объекты, так и удалённые.

Диафрагма - размер отверстия в объективе фотоаппарата. Более широкая диафрагма пропускает больше света, поступающего на плёнку или электронный сенсор в цифровом фотоаппарате.

Затвора спуск — кнопка, при нажатии которой делается фотоснимок. В большинстве случаев, когда вы наполовину нажимаете эту кнопку, активируется функция автофокуса и автоматической установки экспозиции. Это означает, что, когда вы нажмёте затвор до конца, настройки фотоаппарата уже будут выполнены.

Зеркальный фотоаппарат - фотоаппарат с особой оптической системой, при помощи которой пользователь видит в видоискатель сцену так, как она будет запечатлена на плёнке или цифровом сенсоре. Оптическая система призм и зеркал позволяет изображению из объектива попасть прямо в видоискатель.

Зум-обьектив (трансфокатор) — объектив с переменным фокусным расстоянием, который позволяет «приближать» или «отдалять» объекты в кадре.

Карта памяти — небольшой модуль расширения памяти, который можно вставлять в цифровой фотоаппарат для хранения фотографий. Нужно использовать дополнительные карты, чтобы получить возможность делать новые фотографии перед тем, как загрузить уже готовые в компьютер и использовать первую карту снова.

Компенсация (коррекция) подсветки сзади — автоматическая установка у некоторых фотоаппаратов либо выбираемая вручную, при которой выдержка увеличивается, чтобы объекты, подсвеченные сзади, не вышли переэкспонированными.

Композиция - расположение объектов на снимке. Для получения художественных эффектов фотографы уделяют особое внимание расположению объектов в кадре, стараясь убедиться, что по центру не располагаются чёткие линии, а объекты не слишком скучены в середине снимка.

«Красных глаз» эффект — отражение света вспышки фотоаппарата от глазного дна объекта съёмки. В результате глаза выходят ярко-красного цвета, причём это случается при съёмке как традиционным, так и цифровым фотоаппаратом.

Мегапиксель - термин, означающий «миллион пикселей». Чем больше пикселей в снимке, тем более резким и детальным он будет.

Монопод — опора фотоаппарата с одной поддерживающей ногой. Не так устойчива, как штатив-треножник, но отличается большей компактностью и меньшим весом.

Насыщенность - количество цвета в снимке; например, чёрно-белые фотографии называют ненасыщенными. В ярком солнечном свете цвета становятся очень насыщенными. Насыщенность можно увеличить, используя программу цифровой обработки фотографий.

Одноразовый фотоаппарат - фотоаппарат, который продают с уже заряженной плёнкой. После того как все кадры будут отсняты, фотоаппарат возвращают в фотолабораторию для проявки и печати.

Панорама/панорамный режим — серия снимков, обычно снимаемых вокруг горизонта, которые цифровыми средствами можно связать в сверхширокую фотографию. Для съёмки панорам на плёнку используют специальные фотоаппараты с удлиненным форматом кадра.

Пиксель - мельчайший фрагмент цифрового снимка, соответствующий одному фотоэлементу в электронном сенсоре.

Портрет - фотография человека, животного или другого субъекта.

Программы редактирования снимков — компьютерные программы, позволяющие выводить на экран цифровые (или переведённые в цифровой формат) снимки и обрабатывать их. Обработка может состоять во внесении исправлений (цвета или резкости), обрезке или более значительных изменениях, как, например, добавление нового неба или текста.

Разрешение - количество деталей в снимке. Чем больше пикселей в изображении, тем выше разрешение и тем больше деталей можно увидеть. Разрешение нередко описывают как количество мегапикселей (четы-рехмегапиксельный фотоаппарат в два раза превосходит по разрешению двухмегапиксельную модель).

Режим серийной съёмки — функция цифрового фотоаппарата, позволяющая сделать серию из нескольких фотографий с минимальными интервалами. Моторные приводы в традиционных фотоаппаратах служат той же цели. Отлично подходит для съёмки движения.

Светосила - соотношение фокусного расстояния объектива и его эффективного диаметра, определяющее количество пропускаемого им света и максимальное диаф-рагменное число. Нередко оно помечено на объективе.

Сенсор типа КМОП (CMOS) — альтернатива сенсору типа ПЗС. Используется в некоторых фотоаппаратах и потребляет меньше энергии батареек.

Сенсор типа ПЗС (CCD) — чувствительная к свету матрица большинства цифровых фотоаппаратов. Эквивалент плёнки в традиционных плёночных фотоаппаратах, ПЗС-сенсор изготовлен из расположенных вплотную друг к другу светочувствительных элементов, каждый из которых регистрирует крошечную часть изображения. В готовом снимке эти части изображения становятся отдельными элементами фотографии, называемыми пикселями.

Сжатие - поскольку цифровые снимки занимают большой объём памяти для записи, они нередко подвергаются сжатию, чтобы на карту памяти можно было записывать больше фотографий. Чрезмерное сжатие, однако, приводит к потере качества снимка.

Сканер - компьютерное устройство, позволяющее компьютеру «считывать» фотографии, иллюстрации или произведения искусства и переводить их в цифровой формат.

Снимок, подвергнутый цифровой обработке — фотографии, сделанные на плёнке, могут быть преобразованы в цифровую форму при помощи сканера. Традиционный снимок становится таким же, как фотография, сделанная цифровым фотоаппаратом.

Традиционный фотоаппарат - термин, используемый в отношении нецифровых фотоаппаратов.

Фильтр (1) — цветное или специально обработанное стекло или пластик, который размещают перед объективом фотоаппарата, чтобы исправить цветовой баланс или получить специальный эффект.

Фильтр (2) — часть программного обеспечения для редактирования снимков, позволяющая добавлять специальные эффекты к готовому цифровому снимку.

Фотопринтер - принтер, распечатывающий фотографии. Нередко так называют компьютерные принтеры (либо те, которые напрямую подключаются к фотоаппаратам), разработанные специально для получения отпечатков с фотографическим качеством.

Цветовой баланс — соотношение количества красных, зеленых и голубых тонов в фотографии. Если это соотношение оказывается таким же, как и в оригинальной сцене, фотография отличается совершенным цветовым балансом.

Цифровой фотоаппарат - фотоаппарат, который записывает снимки в виде цифровой информации, которую может считывать компьютер.

Цифровой снимок — фотография, полученная с цифровым фотоаппаратом. Она хранится в виде файла с цифровой информацией.

Штатив - опора для фотоаппарата с тремя ножками, использование которой очень важно для предотвращения или ограничения вибраций фотоаппарата.

Экспозиция - количество света, которое должно попасть на сенсор цифрового фотоаппарата или плёнку. Чтобы получить правильную экспозицию, можно регулировать ширину отверстия диафрагмы и выдержку.

Электронная вспышка - вспышка, встроенная в фотоаппарат либо приобретаемая как внешний аксессуар. Она обеспечивает дополнительную подсветку, когда уровень освещённости недостаточен.

CompactFlash — традиционный тип карты памяти, используемый в цифровых фотоаппаратах.

JPEG - популярный формат файлов для хранения снимков, сделанных цифровыми фотоаппаратами. В этом формате файлы подвергаются сжатию, и благодаря этому становится возможным записывать на карту памяти большее количество фотографий.

Как понять о чём говорят фотографы?

А вы знаете, как понять такое выражение профессионального фотографа:
«Кoлёсa у него убойные: блинчик с большой дыркой и отвёрточным фокусом на кропнутой тушке»?

Понять о чём говорят или пишут профессиональные фотографы, когда вы изучаете отзывы о фотоаппаратах и другом фотооборудовнии или общаетесь на фото-форумах вам поможет краткий словарь терминов и разговорных выражений профессиональных фотографов

Термины и разговорные выражений профессиональных фотографов

термины, слова и разговорные выражения фотографов приведены в алфавитном порядке

Устройство крепления сменного объектива. В отличие от резьбового крепления, для снятия и установки объектива c байонетным креплением необходим его поворот на угол менее 90° и фиксация специальной защёлкой. Обычнo модели одного производителя имеют одинаковый тип байонета. Для совместимости разных типов креплений объективов существуют специальные переходники-адаптеры. Смoтpи так же Стекло, Тушка

Короткофокусный объектив для фотоаппарата с большой матрицей может иметь диаметр намного превышающий его длину, поэтому фотографы часто называют такой объектив блинчиком или блином.
Слова и выражения по тeме: Короткофокусный объектив, Телевик, Ширик

Длинный конец объектива

Максимальное фокусное расстояние у Максимальный зум.
Cмoтpи также Короткий конец объектива, Трансфокатор

Дубль-кит или дабл (double-kit)

Набор состоящий из корпуса фотоаппарата и двух недорогих сменных объективов
Смoтpи так жеТушка, Байонет, Кит, Китовое стекло

cмoтри Апертура (Aperture)

Зелёная зона

Автоматические режимы фотосъёмки (автоматические настройки фотоаппарата). Например, AUTO или (SCN-портрет, спорт, пляж и т.п.)
Слова по теме: Творческая зона, Мануал

Зеркалка

смoтpи DSLR-камера, SLR-камера

Зум, Зум-объектив

От англ. - громкое жужжание. Объектив с переменным фокусным расстоянием, изменяемым с помощью электропривода. При изменении фокусного расстояния такой объектив издаёт характерное жужжание.
Объективы с переменным фокусным расстоянием без электропривода (с ручным приводом) ошибочно называют зум-объективом.
Так же слово zoom (зум, зуммировать) употребляется в качестве синонима слова увеличивать при разговоре о цифровой технике (фотоаппараты, видео, компьютеры и т.п.)
См. так же Трансфокатор

Комплект фотоаппарата с возможностью быстрой смены объектива и самого съёмного объектива.
Смoтри так жеТушка, Байонет, Дубль-кит, Китовое стекло

Китовое стекло или китовая линза

Рыбий глаз

Смoтри Фишай (fish-eye)

Объектив с постоянным (фиксированным) фокусным расстоянием - не зум. Cмотри так же Трансфокатор, Зум

Фишай (fish-eye), рыбий глаз

От англ. Fish Eye - рыбий глаз. Очень короткофокусный объектив с углом зрения близким к 180°. Объектив получил "рыбное" название потому, что соответствует углу зрения глаза рыбы.
Cмотри так же Ширик

Фотографическая широта

Cмотри Динамический Диапазон (ДД)

Фронт-фокус (Front)

Когда световые лучи фокусируются перед матрицей фотоаппарата. На фотографии зона резкости смещается назад. Смотpи так же Бэк-фокус

Фул фрэйм (Full Frame, FF)

Зеркальный фотоаппарат с примерно равным 35мм плёночному кадру (примерно 24×36мм)
Слова и выражения по тeмe: Матрица, Кроп-фактор, Кропнутая зеркалка

Шум, шумит

Электронный шум матрицы фотоаппарата. На фотоснимке при большом увеличении шум виден как точки, отличающиеся по оттенку, там где должен быть сплошной цвет. зависит от многих факторов, главные из которых: высокие значения ISO, большой кроп-фактор и нагрев в процессе работы.
Смoтpи так же Шумодав, Матрица

Электронный фильтр для матрицы фотоаппарата на высоких значениях ISO и/или при длинных
Слова

Сегодня, хочу предоставить к Вашему вниманию толковый словарь для начинающего фотографа, где опубликую наиболее известные фототермины и их обозначение. Буду рад вносить ваши примечания, дополнения, тем самым сделать или просто фотолюбителя.

Фотоаппарат (фотокамера) - устройство, для получения и сохранения неподвижных изображений физических объектов при помощи света.

Цифровой фотоаппарат - это фотоаппарат, в котором для получения фотографии используется массив полупроводниковых светочувствительных частиц, называемых матрицей, на которую изображение сосредотачивается с помощью системы линз в объективе.

Зеркальный фотоаппарат -фотоаппарат, использующий для выбора объекта съёмки сенсорный видоискатель, в состав оптической схемы которого входит зеркало, перенаправляющее световой поток от объектива в окуляр или на матовое стекло.

Беззеркальный цифровой фотоаппарат со сменными объективами - однообъективный системный цифровой фотоаппарат.

Фотография - это неподвижное изображение, полученное с использованием светочувствительного вещества (материала) или светочувствительной матрицы в камере

Фотограф - человек, создающий фотоизображения при помощи фото устройства.

Фотосессия - процесс создания фотографии фотографом, где основным объектом является фотомодель.

Макросъёмка - вид фото-, кино- или видеосъёмки, где все изображения объекта выполнены в масштабе 1:2 - 20:1 (то есть 1 сантиметр изображения на светочувствительном материале фотоаппарата соответствует от 2 до 0,05 сантиметрам объекта на изображении на фотоматериале).

Кинематограф - отрасль человеческой деятельности, занимающаяся производством движущихся изображений.

Фотоматериал - устройство записи результатов (фотопленка), полученных в результате съемки на фото- , кино- и видеокамере.

Штатив (тренога) - приспособление для жёсткой установки фото- и видеотехники, геодезического оборудования и т. д.

Пиксель - наименьший элемент двумерного цифрового изображения в современной графике, а также физический элемент светочувствительной матрицы, и элемент матрицы дисплеев, показывающих изображение на цифровых фотокамерах. Пиксель – это неделимый объект прямоугольной, квадратной или круглой формы.

Мегапиксель - один миллион пикселей, формирующих более крупную, чем пиксель, единицу графического изображения.

Объектив - оптическое техническое устройство, использующееся для создания действительного оптического изображения. В основном имеет вид, равнозначный собирающейся линзе, хотя может иметь и прочий вид

Штатный (базовый) объектив - это объектив, установленный на камеру и входящий в комплектацию при покупке фотоаппарата.

Матрица или светочувствительная матриц а - специализированная аналоговая или цифро-аналоговая интегральная микросхема, состоящая из светочувствительных элементов - фотодиодов.

Фотографический затвор - устройство, работающее в качестве переводчика зрительной информации на фотоматериал (пленку)

Разрешение - величина возможности оптического прибора воспроизводить изображение близко располагающихся объектов.

Разрешающая сила объектива - характеристика объектива фотоаппарата, отображающая его свойства по передаче чёткого и качественного изображения.

Светочувствительность фотоматериала - характеристика фотографического материала, показывающая его способность изменять собственную оптическую плотность, в зависимости от света и последующего проявления.

Цветочувствительность - для чёрно-белых фотоматериалов относительная светочувствительность к различным цветам видимого спектра и прилегающих областей. Цветочувствительность измеряется через эффективную чувствительность и часто выражается кратностью нормированного цветного светофильтра.

Эффективная чувствительность - светочувствительность к излучению какого-либо спектрального состава.

Спектральная чувствительность - светочувствительность, значение которой выяснено при экспонировании монохроматическим светом определённой длины волны.

Светочувствительные материалы, светочувствительные приборы - химические соединения, веществ и материалов, биологические светочувствительные материалы, электронные технические устройства произвольной сложности, которые под воздействием электромагнитного излучения меняют свои структурные или физические, или химические свойства.

Стабилизация изображения - это технология, применяемая в фототехнике и видеотехнике, механически компенсирующая собственные угловые движения камеры для предотвращения смазывания картинки на изображениях при больших выдержках и съемках в движении.

Фотовспышка - устройство в камере, при помощи которого производится мгновенное освещение объекта съёмки в момент процесса совершения фотографии на фотоаппарате.

Экспонометр - прибор, приспособление или таблица для вычисления параметров экспозиции (времени выдержки и числа диафрагмы) в фотографии и кинематографе.

Обучение цифровой фотографии кажется очень трудным делом, особенно, когда вы впервые встречаетесь с техническим жаргоном, который заставляет вас почувствовать себя невеждой и зарыться в словарь. Или ещё хуже, вы перестаёте пытаться понять, что вы только что прочли и объясняете новые для себя термины выражениями: «это отверстие, через которое смотрят», «кнопка, на которую нажимают, чтобы сделать фото».

Понимание основных терминов, жаргона и слэнга – важный шаг на пути становления фотографом. Существуют сотни терминов, связанных с фотографией, с которыми в течении своего обучения вы будете сталкиваться.

Мы представляем вашему вниманию 25 основных терминов и определений, которые должны знать все начинающие фотографы!

Диафрагма

Это первый термин в фотографии, который вы должны запомнить. Диафрагма – размер отверстия в объективе. Подумайте об объективе, как об окне – большие окна пропускают больше света, в то время как маленькие окна – меньше. Широко открытая диафрагма пропустит больше света для более светлого фото, узкая диафрагма поможет создать более тёмную фотографию. Диафрагма измеряется в делениях диафрагмы: 1/8 – широко открытая диафрагма; 1/22 – очень узкое отверстие диафрагмы. Диафрагма является одной из трёх настроек камеры, которые определяют экспозицию изображения, либо насколько тёмным или светлым оно будет. Диафрагма также определяет насколько сфокусированным будет изображение – широкая диафрагма создаст мягкий, расплывчатый фон, а узкое отверстие может сделать наиболее резкие фотографии.

Следящий фокус

Обычно, автофокус фиксируется на предмете или на том, что вы снимаете, и остаётся неподвижным. Но в режиме Al Servo автофокус продолжает работать. Просто в режиме автофокуса, если объект или камера движутся, изображение получится вне фокуса. С Al Servo или следящим фокусом, автофокус будет продолжать фокусироваться пока вы не сделаете фото, поэтому объект даже в движении получится чётким и ясным. Это настройка камеры важна для того, чтобы понимать как снимать двигающиеся объекты.

Соотношение сторон

Если вы когда-либо печатали фотографии, то могли заметить, что фото размером 8х10 обычно обрезано по краям. Это связано с соотношением сторон. Соотношение сторон – это отношение высоты к ширине. 8х10 имеет такое соотношение как и 4х5, а 4х7 немного шире. Вы можете изменить соотношение сторон в настройках камеры, если знаете как бы вы хотели напечатать фото, или можете обрезать фотографию в правильном соотношении при её редактировании.

Боке

Это блики/размытые огни на фото, создаваемые, когда свет находится вне фокуса фотографии. Это аккуратный эффект на заднем фоне фото, получаемый за счёт широких диафрагм.

Режим серийной съёмки

Вы можете делать по одному снимку за раз. Или же включить режим серийной съёмки и камера будет делать фотографии, пока вы зажимаете кнопку, или пока буфер не будет заполнен (что является своеобразным способом показать, что камера больше не может обрабатывать фото). Скорость съёмки зависит от того какая у вас камера, некоторые из них быстрее других. Насколько быстрая у вас камера можно прочесть в «fps» — скорость кадров в секунду.

ГРИП

ГРИП или глубина резкости изображаемого пространства – это термин, который определяет насколько большая часть изображения находится в фокусе. Камера фокусируется на одном расстоянии, но есть целый ряд расстояний впереди и позади этой точки, которые остаются резкими – это и есть глубина резко изображаемого пространства. У портретов часто мягкий, несфокусированый фон – это малая глубина резкости. У пейзажей большая часть изображения остаётся резкой – это большая глубина резкости, с большим диапазоном расстояний, которые остаются в фокусе.

Цифровая или оптическая камера

Цифровая или оптическая камера– это важные термины, которые надо понимать при покупке камеры. У цифровой камеры эффект достигается с помощью программного обеспечения, а не за счёт физической части фотокамеры. Оптические камеры всегда лучше цифровых. Эти термины, обычно, используются, когда речь заходит об увеличении масштаба (на компактной камере), а также о системе стабилизации изображения.

Экспозиция

Экспозиция указывает насколько светлым или тёмным является изображение. Фото получается, когда датчик камеры (или фотоплёнка) подвергается воздействию света – вот откуда пошёл термин. Тёмное фото считается недоэкспонированным или оно подверглось недостаточному количеству света, а слишком светлое считается переэкспонированным или подверглось воздействию слишком большого количества света. Экспозиция управляется через диафрагму, выдержку и ISO. Экспозиция субъективна!

Экспокоррекция

Экспокоррекция – это способ сказать камере, что вы хотите экспозицию светлее или темнее. Экспокоррекция может использоваться в некоторых автоматических и полуавтоматических режимах, например в режиме приоритета диафрагмы. Она обозначается в eV — экспозиционная ступень. Отрицательные значения — для более темных фотографий, положительные значения для более светлых.

Фокус

Когда ваши глаза сфокусированы на близком объекте, объекты вдалеке будут размыты. Фотографический термин «фокус» имеет то же самое значение. То, что находится в фокусе – резко, а объекты вне фокуса – размыты. Различные зоны фокусировки определяют фокусируется ли камера на нескольких точках, или же на одном объекте, выбранном фотографом.

Синхронизация фотовспышки

Вы, наверное, знаете, что вспышка – это вспышка света. Синхронизация вспышки определяет, когда вспышка сработает. Как правило. Вспышка срабатывает в начале фотографирования, но синхронизация вспышки регулирует, когда это произойдёт. Синхронизация вспышки по задней шторке затвора, например, вызывает вспышку в конце фотографирования, а не в начале.

Гистограмма

В фотографии, гистограмма – это график/диаграмма, указывающий, сколько тёмных и светлых пикселей на изображении. Если пики диаграммы слева – у изображения много тёмных пикселей. Пики, расположенные справа, говорят о том, что на изображении много светлых пикселей. Если пики обрезаются по краям изображения, то оно недодержано (слева) или же передержано (справа). Гистограмма – это то, что новички должны освоить после того, как ознакомятся с ручными режимами съёмки.

«Горячий Башмак»

«Горячий башмак»- разъём на фотоаппарате для электрического присоединения аксессуаров. Он не имеет ничего общего с обувью или температурой.

ISO

ISO или светочувствительность показывает, насколько камера чувствительна к свету. Например, ISO 100 говорит о том, что камера не очень чувствительна – подходит для съёмок в дневное время. А ISO 3200 говорит о том, что камера очень чувствительна к свету – такие камеры вы можете использовать в условиях слабого освещения. Изображения при более высоких ISO получаются шероховатыми и у них меньше деталей. ISO уравновешивается диафрагмой и скоростью срабатывания затвора, чтобы получить правильную экспозицию/выдержку.

Длительная выдержка

Долгая выдержка – это изображение, которое долго выдерживалось или снятое при медленной скорости срабатывания затвора. Эту технику используют, чтобы снимать неподвижные объекты при малом освещении или чтобы придать движущимся объектам художественную размытость. Долгая выдержка в ночных фотографиях может дать невероятные результаты. Например, этот метод часто используют для снимков хвостов звёзд на ночном небе.

Ручной режим

Ручной режим позволяет фотографу устанавливать экспозицию, вместо того, чтобы камера делала это самостоятельно. В ручном режиме вы выбираете диафрагму, скорость срабатывания затвора и ISO. И эти решения повлияют на то, насколько тёмным или светлыми получится фото. Полуавтоматические режимы включают в себя: приоритет диафрагмы (вы выбираете только диафрагму), приоритет выдержки (вы выбираете столько скорость срабатывания затвора) и programed auto (вы выбираете диафрагму и скорость срабатывания затвора вместе, а не настраиваете каждый параметр отдельно). Ручной режим так же позволяет самому фокусировать камеру, а не использовать автофокусировку.

Режим измерения экспозиции

Использование ручного режима не всегда основано на догадках – измерительный прибор, встроенный в камеру, помогает вам принять решение, указывая, считает ли камера, что изображение было перевыдержано или недодержано. Измерение, обычно, основано на среднем количестве серого цвета, поэтому наличие светлых или тёмных объектов на фото может оказать влияние на измерение экспозиции. Режим измерения экспозиции показывает как прибор воспринимает свет. Матричный замер означает, что камера воспринимает свет от всей сцены. Центрально-взвешенный интегральный замер учитывает только то, что находится в центре кадра. Точечный замер определяет свет от тех точек, на которых вы сфокусировались.

Noise

Шум – это просто маленькие пятнышки/крапинки на изображении, так же иногда его называют зернистость. Фотографии, сделанные при высоких ISO, имеют много шума, так что лучше всего использовать самый низкий ISO, который вам доступен в зависимости от освещения.

RAW

RAW – это тип файла, который даёт фотографу больше возможностей для редактирования изображения. RAW считается цифровым негативом, в котором файл типа JPEG уже был по умолчанию немного обработан. Для файлов RAW требуется специальное программное обеспечение, чтобы их открыть. А формат JPEG является более универсальным.

Правило третей

Это композиционное правило, предполагающее, что мысленно изображение должно быть поделено на три части по вертикали и по горизонтали. Часто наиболее интересные композиции получаются, если объект разместить на пересечении этих линий, а не в центре фотографии.

Выдержка

Затвор – часть камеры, которая открывается и закрывается, чтобы пропустить свет и сделать фотографию. Скорость срабатывания затвора или выдержка указывает на то, как долго затвор остаётся открытым, записывается в секундах или долях секунды. Чем дольше затвор остаётся открытым, тем больше света он пропускает. Но любой объект, который будет двигаться при открытом затворе, получится размытым. А если камера будет двигаться, пока затвор открыт – всё изображение получится размытым. Вот почему необходимы штативы для съёмок с долгой выдержкой.

Спуск затвора

Кнопка, на которую вы нажимаете, чтобы сделать фото. Не благодарите.

Таймлапс

Таймлапс – это видео, созданное из фотографий одного и того же объекта, снятого в разное время или же видео, снятое в течении длительного промежутка времени и ускоренное до нескольких минут. Не путайте покадровую съёмку с долгой выдержкой, которая снимает одно фото при долгой скорости открывания затвора.

Видоискатель

Это отверстие, через которое вы смотрите, чтобы сделать снимок. На некоторых цифровых камерах его нет и там вы пользуетесь экраном. Но на всех DSLR-камерах и на большинстве зеркальных фотоаппаратах оно есть.

Баланс белого

Ваши глаза автоматически приспосабливаются к различным источникам света, но камера так сделать не может. Вот почему иногда вы делаете фотографию, а она получается слишком голубой или жёлтой. Используя правильную настройку баланса белого, вы сделаете так, что белые объекты в реальной жизни и на фото получатся белыми. Есть автоматическая настройка баланса белого, но, как и любая автоматическая настройка, она не всегда точна. Вы можете воспользоваться шаблоном, основываясь на свете, который вы снимаете, например, солнце или вольфрамовая лампа. Или можете сфотографировать белый объект и настроить баланс белого вручную.

Довольно сложно научиться хорошо фотографировать если не знаешь основ и главных терминов и понятий в фотографии. Поэтому задача данной статьи — дать общее понимание того, что есть фотография, как работает фотоаппарат и познакомиться с основными фотографическими терминами.

Так как на сегодняшний день, пленочная фотография уже стала в основном историей, то речь дальше пойдет про цифровую фотографию. Хотя 90% всей терминологии неизменно, а принципы получения фотографии одни и те же.

Как получается фотография

Термин фотография означает рисование светом. Фактически, фотоаппарат фиксирует свет попадающий через объектив, на матрицу и на основе этого света формируется изображение. Механизм того, как на основе света получается изображение — довольно сложен и на эту тему написано много научных трудов. По большому счету, детальное знание данного процесса не столь необходимо.

Как же происходит формирование изображения?

Проходя через объектив, свет попадает на светочувствительный элемент, который его фиксирует. В цифровых камерах этим элементом является матрица. Матрица изначально закрыта от света шторкой (затвор фотоаппарата), которая при нажатии кнопки спуска убирается на определенное время (выдержка), позволяя свету в течении этого времени воздействовать на матрицу.

Результат, то есть сама фотография, напрямую зависит от количества света, попавшего на матрицу.


Фотография — это фиксация света на матрице фотоаппарата

Типы цифровых фотоаппаратов

По большому счету можно выделить 2 основных типа фотокамер.

Зеркальные (DSLR) и без зеркальные. Основная разница между ними в том, что в зеркальном фотоаппарате, через установленное в корпусе зеркало, вы видите в видоискателе изображение непосредственно через объектив.
То есть «что вижу — то снимаю».

В современных без зеркальных для этого используются 2 приема

  • Видоискатель оптический и расположен в стороне от объектива. При съемке надо делать небольшую поправку на смещение видоискателя относительно объектива. Обычно используется на «мыльницах»
  • Электронный видоискатель. Самый простой пример — передача изображения прямо на дисплей фотокамеры. Обычно используется на мыльницах, но в зеркальных камерах этот режим часто используется вместе с оптическим и называется Live View.


Как работает фотоаппарат

Рассмотрим работу зеркальной камеры, как наиболее популярного варианта, для тех кто действительно хочет чего то добиться в фотографии.

Зеркальная камера состоит из корпуса (обычно — «тушка»,»боди» — от английского body) и объектива («стекло», «линза»).

Внутри корпуса цифровой камеры стоит матрица, которая фиксирует изображение.


Обратите внимание на схему выше. Когда вы смотрите в видоискатель, свет проходит через объектив, отражается от зеркала,затем преломляется в призме и попадает в видоискатель. Таким образом вы видите через объектив то, что будете снимать. В момент, когда вы нажимаете спуск, зеркало поднимается, открывается затвор, свет попадает на матрицу и фиксируется. Таким образом получается фотография.

Теперь перейдем к основным терминам.

Пиксель и мегапиксель

Начнем с термина «новой цифровой эры». Он относится скорее к компьютерной области, чем к фото, но тем не менее важен.

Любое цифровое изображение создается из маленьких точек, которые называются пикселями. В цифровой фотографии — количество пикселей на снимке ровняется количеству пикселей на матрице камеры. Собственно матрица и состоит из пикселей.

Если вы многократно увеличите любой цифровой снимок, то заметите что изображение состоит из маленьких квадратиков — это и есть пиксели.

Мегапиксель — это 1 миллион пикселей. Соответственно, чем больше мегапикселей в матрице фотоаппарата, тем из большего числа пикселей состоит изображение.


Если сильно увеличить фото — можно увидеть пиксели

Что дает большое количество пикселей? Все просто. Представьте что вы рисуете картину не штрихами, а ставя точки. Сможете ли вы нарисовать круг, если у вас есть всего 10 точек? Возможно получится это сделать, но скорее всего круг будет «угловатым». Чем больше точек, тем более детальным и точным получится изображение.

Но тут кроется два подвоха, успешно эксплуатируемые маркетологами. Во первых — одних лишь мегапикселей мало для получения качественных снимков, для этого еще нужен качественный объектив. Во вторых — большое количество мегапикселей важно для печати фотографий в большом размере. Например для постера во всю стену. При просмотре снимка на экране монитора, особенно уменьшенного под размер экрана — разницы между 3 или 10 мегапикселями вы не увидите по простой причине.

В экран монитора обычно влезает намного меньше пикселей, чем содержится в вашем снимке. То есть на экране, при сжатии фотографии до размеров экрана и менее, вы теряете бОльшую часть своих «мегапикселей». И 10 мегапиксельный снимок превратится в 1мегапиксельный.

Затвор и выдержка

Затвор — это то, что закрывает матрицу фотоаппарата от света, пока вы не нажали на кнопку спуска.

Выдержка — это то время, на которое открывается затвор и приподнимается зеркало. Чем меньше выдержка — тем меньше света попадет на матрицу. Чем больше время выдержки — тем больше света.

В яркий солнечный день, чтобы на матрицу попало достаточное количество света, вам потребуется очень короткая выдержка — например, всего лишь 1/1000 секунды. Ночью, чтобы получить достаточное количество света, может потребоваться выдержка в несколько секунд и даже минут.

Выдержка определяется в долях секунды или в секундах. Например 1/60сек.


Диафрагма

Диафрагма это многолепестковая перегородка находящаяся внутри объектива. Она может быть полностью открыта или закрыта настолько, что остается всего лишь маленькое отверстие для света.

Диафрагма так же служит для ограничения количества света попадающего в итоге на матрицу объектива. То есть выдержка и диафрагма выполняют одну задачу — регулирование потока света попадающего на матрицу. Зачем же использовать именно два элемента?

Строго говоря, диафрагма не является обязательным элементом. Например в дешевых мыльницах и камерах мобильных устройств она отсутствует как класс. Но диафрагма крайне важна для достижения определенных эффектов связанных с глубиной резкости, о которой речь пойдет далее.

Диафрагма обозначается буквой f за которой через дробь стоит число диафрагмы, например, f/2.8. Чем меньше число, тем больше раскрыты лепестки и шире отверстие.


Светочувствительность ISO

Грубо говоря это чувствительность матрицы к свету. Чем выше ISO тем матрица восприимчивее к свету. Например, для того чтобы получить хороший снимок при ISO 100 вам потребуется определенное количество света. Но если света мало, вы можете поставить ISO 1600, матрица станет более чувствительной и хорошего результата вам потребуется в несколько раз меньше света.

Казалось бы в чем проблема? Зачем делать разное ISO если можно сделать максимальное? Причин несколько. Во первых — если света очень много. Например, зимой в яркий солнечный день, когда кругом один снег, у нас встанет задача ограничить колоссальное количество света и большое ISO будет только мешать. Во вторых (и это главная причина) — появление «цифрового шума».

Шум это бич цифровой матрицы, который проявляется в появлении «зернистости» на фотографии. Чем выше ISO тем больше шума, тем хуже качество фото.

Поэтому количество шума на высоких ISO один из важнейших показателей качества матрицы и предмет постоянного совершенствования.


В принципе, показатели шума на высоких ISO у современных зеркалок, особенно топового класса находятся на довольно хорошем уровне, но до идеала еще далеко.

Из за технологических особенностей, количество шума зависит от реальных, физических размеров матрицы и размеров пикселей матрицы. Чем меньше матрица и чем больше мегапикселей — тем выше шумы.

Поэтому «кропнутые» матрицы фотокамер мобильных устройств и компактных «мыльниц» всегда будут шуметь намного больше чем у профессиональных зеркалок.

Экспозиция и экспопара

Познакомившись с понятиями — выдержка, диафрагма и чувствительность, перейдем к самому главному.

Экспозиция является ключевым понятием в фотографии. Не понимая что такое экспозиция — вы вряд ли научитесь хорошо фотографировать.

Формально экспозиция — это величина засветки светочувствительного сенсора. Грубо говоря — количество света попавшего на матрицу.

От этого будет зависеть ваш снимок:

  • Если он получился слишком светлый — то изображение переэкпонированное, на матрицу попало слишком много света и вы «засветили» кадр.
  • Если снимок слишком темный — изображение недоэкспонированное, нужно чтобы на матрицу попало больше света.
  • Не слишком светлый, не слишком темный — значит экспозиция выбрана правильно.


Слева направо — переэкпонированный снимок, недоэкспонированный и правильно экспонированный

Экспозиция формируется подбором комбинации выдержки и диафрагмы, которая еще называется «экспопара». Задача фотографа, подобрать комбинацию так, чтобы обеспечить необходимое количество света для создания изображения на матрице.

При этом надо учитывать чувствительность матрицы — чем выше ISO, тем меньше должна быть экспозиция.

Точка фокусировки

Точка фокусировки или просто фокус — это та точка, на которую вы «навели резкость». Сфокусировать объектив на предмете, значит таким образом подобрать фокусировку, чтобы этот предмет получился максимально резким.

В современных камерах обычно используется автофокус, сложная система позволяющая автоматически фокусироваться на выбранной точке. Но принцип работы автофокуса зависит от множества параметров, например от освещенности. При плохом освещении автофокус может промахиваться или вообще окажется неспособен выполнить свою задачу. Тогда придется переключиться на ручную фокусировки и надеяться на свой собственный глаз.


Фокусировка по глазам

Точку, на которой будет фокусироваться автофокус — видно в видоискателе. Обычно это маленькая красная точка. Изначально она стоит по центру, но на зеркальных камерах вы можете выбрать другую точку для лучшей компоновки кадра.

Фокусное расстояние

Фокусное расстояние — это одна из характеристик объектива. Формально эта характеристика показывает расстояние от оптического центра объектива до матрицы, где образуется резкое изображение объекта. Фокусное расстояние измеряется в миллиметрах.


Важнее физическое определение фокусного расстояния, а в чем практический эффект. Тут все просто. Чем больше фокусное расстояние, тем сильнее объектив «приближает» объект. И тем меньше «угол зрения» объектива.

  • Объективы с небольшим фокусным расстоянием называют широкоугольными («ширики») — они ничего не «приближают» но зато захватывают большой угол зрения.
  • Объективы с большим фокусным расстоянием — называют длиннофокусными, или телеобъективами («телевик»).
  • Объективы с постоянным (фиксированным) фокусным расстоянием называют «фиксами». А если вы можете менять фокусное расстояние, то это «объектив с трансфокатором», а проще говоря — зум объектив.

Процесс зуммирования — это процесс изменения фокусного расстояния объектива.

Глубина резкости или ГРИП

Еще одним важным понятием в фотографии является ГРИП — глубина резко изображаемого пространства. Это та зона за точкой фокусировки и перед ней, в пределах которой объекты в кадре выглядят резкими.

При небольшой глубине резкости — предметы будут размыты уже в нескольких сантиметрах или даже миллиметрах от точки фокусировки.
При большой глубине резкости — резкими могут быть предметы на расстоянии десятков и сотен метров от точки фокусировки.



Глубина резкости зависит от значения диафрагмы, фокусного расстояния и расстояния до точки фокусировки.

Светосила

Светосила — это пропускная способность объектива. Другими словами — это максимальное количество света, которое объектив способен пропустить к матрице. Чем больше светосила, тем лучше и тем дороже объектив.

Светосила зависит от трех составляющих — минимально возможной диафрагмы, фокусного расстояния, а так же от качества самой оптики и оптической схемы объектива. Собственно качество оптики и оптическая схема как раз и влияют на цену.

Не будем углубляться в физику. Можно сказать что светосила объектива выражается отношением максимально открытой диафрагмой к фокусному расстоянию. Обычно именно светосилу производители указывают на объективах в виде числа 1:1.2, 1:1.4, 1:1.8, 1:2.8, 1:5.6 и т.п.

Чем больше соотношение, тем больше светосила. Соответственно, в данном случае, самым светосильным будет объектив 1:1.2


Carl Zeiss Planar 50мм f/0.7 — один из самых светосильных объективов в мире

К выбору объектива по светосиле надо относиться разумно. Так как светосила зависит от диафрагмы, то светосильный объектив на минимальной диафрагме будет иметь очень небольшую глубину резкости. Поэтому есть шанс, что вы никогда не воспользуетесь f/1.2, так как просто не сможете толком сфокусироваться.

Динамический диапазон

Понятие динамического диапазона так же очень важно, хотя вслух звучит не очень часто. Динамический диапазон — это способность матрицы, передать без потерь одновременно яркие и темные участки изображения.

Вы наверняка замечали, что если попытаться снять окно находясь в центре комнаты, то на снимке получится два варианта:

  • Хорошо получится стена, на которой расположено окно, а само окно будет просто белым пятном
  • Хорошо будет виден вид из окна, но стена вокруг окна превратится в черное пятно

Это происходит из за очень большого динамического диапазона подобной сцены. Разница в яркости внутри комнаты и за окном, слишком большая, чтобы цифровой фотоаппарат смог ее воспринять целиком.

Другой пример большого динамического диапазона — пейзаж. Если небо яркое, а низ достаточно темный, то или небо на снимке будет белым или низ черным.


Типичный пример сцены с большим динамическим диапазоном

Мы видим все нормально, потому что динамический диапазон воспринимаемый человеческим глазом намного шире чем тот, что воспринимают матрицы фотоаппаратов.

Брекетинг и экспокоррекция

В экспозицией связано еще понятие — брекетинг. Брекетинг, это последовательная съемка нескольких кадров с разной экспозицией.

Обычно используется так называемый автоматический брекетинг. Вы задаете камере количество кадров и смещение экспозиции в ступенях (стопы).

Чаще всего используется три кадра. Допустим мы хотим сделать 3 кадра во смещением в 0.3 стопа (EV). В этом случае камера сначала сделает один кадр с заданным значением экспозиции, затем с экспозицией смещенной на -0.3 стопа и кадр со смещением на +0.3 стопа.

В итоге вы получите три кадра — недоэкспонированный, переэкспонированный и нормально экспонированный.

Брекетинг может использоваться для более точного подбора параметров экспозиции. Например вы не уверены в том, что выбрали правильную экспозицию, снимаете серию с брекетингом, смотрите на результат и понимаете в какую сторону надо изменить экспозицию, в большую или меньшую.


Пример снимка с экспокоррекцией на -2EV и +2EV

После чего можно воспользоваться экспокоррекцией. То есть вы точно так же устанавливаете на камере — сделать кадр с экспокоррекцией +0.3 стопа и нажимаете на спуск.

Камера берет текущее значение экспозиции, добавляет к ней 0.3 стопа и делает кадр.

Экспокорекция бывает очень удобна для быстрой подстройки, когда вам некогда думать над тем, что нужно изменить — выдержку, диафрагму или чувствительность чтобы получить правильную экспозицию и сделать снимок светлее или темнее.

Кроп фактор и полнокадровая матрица

Это понятие пришло в жизнь вместе с цифровой фотографией.

Полнокадровым принято считать физический размер матрицы, равный размеру 35мм кадра на пленке. Ввиду стремления к компактности и стоимости изготовления матрицы, в мобильных устройствах, мыльницах и не профессиональных зеркалках устанавливают «кропированные» матрицы, то есть уменьшенные в размерах относительно полнокадровой.

Исходя из этого, полнокадровая матрица имеет кроп фактор равный 1. Чем больше кроп фактор — тем меньше площадь матрицы относительно полного кадра. Например при кроп факторе 2 — матрица будет в два раза меньше.


Объектив предназначенный для полного кадра, на кропнутой матрице захватит только часть изображения

В чем недостаток кропнутой матрицы? Во первых — чем меньше размер матрицы — тем выше шум. Во вторых 90% объективов, произведенных за десятилетия существования фото, расчитаны на размер полного кадра. Таким образом, объектив «передает» изображение в расчете на полный размер кадра, но маленькая кропнутая матрица воспринимает только часть этого изображения.

Баланс белого

Еще одна характеристика, появившаяся с приходом цифровой фотографии. Баланс белого — это подстройка цветов снимка для получения естественных оттенков. При этом отправной точкой служит чистый белый цвет.

При правильном балансе белого — белый цвет на фото (например бумага) выглядит действительно белым, а не синеватым или желтоватым.

Баланс белого зависит от типа источника света. Для солнца он один, для пасмурной погоды другой, для электрического освещения третий.
Обычно новички снимают на автоматическом балансе белого. Это удобно, так как камера сама выбирает нужное значение.


Но к сожалению, автоматика далеко не всегда так умна. Поэтому профи часто выставляют баланс белого вручную, используя для этого лист белой бумаги или другой предмет, имеющий белый цвет или максимально близкий к нему оттенок.

Другим способом является коррекция баланса белого на компьютере, уже после того как снимок сделан. Но для этого крайне желательно снимать в RAW

RAW и JPEG

Цифровая фотография это компьютерный файл с набором данных из которых формируется изображение. Самый распространенный формат файла для показа цифровых фотографий — JPEG.

Проблема в том, что JPEG — это так называемый формат сжатия с потерями.

Допустим у нас есть красивое закатное небо, в котором тысяча полутонов самых разных мастей. Если мы попытаемся сохранить все многообразие оттенков, размер файла будет просто огромен.

Поэтому JPEG при сохранении выкидывает «лишние» оттенки. Грубо говоря если в кадре есть синий цвет, чуть более синий и чуть менее синий, то JPEG оставит только один из них. Чем сильнее «сжат» Jpeg — тем меньше его размер, но тем меньше цветов и деталей изображения он передает.

RAW — это «сырой» набор данных зафиксированный матрицей фотоаппарата. Формально эти данные еще не являются изображением. Это исходное сырье для создания изображения. Благодаря тому, что RAW хранит полный набор данных, у фотографа появляется намного больше возможностей для обработки этого изображения, особенно если требуется какая то «коррекция ошибок» допущенных на стадии съемки.

Фактически при съемке в JPEG, происходит следующее, камера передает «сырые данные» микропроцессору фотоаппарата, он обрабатывает их согласно заложенным в него алгоритмам «чтобы получилось красиво», выкидывает все лишнее с его точки зрения и сохраняет данные в JPEG который вы и видите на компьютере как итоговое изображение.

Все бы хорошо, но если вы захотите что то изменить, может оказаться что нужные вам данные процессор уже выкинул как ненужные. Вот тут то и приходит на помощь RAW. Когда вы снимаете в RAW камера просто отдает вам набор данных, а дальше — делайте с ними что хотите.

Об это часто стукаются лбом новички — начитавшись, что RAW дает лучшее качество. RAW не дает лучшего качества сам по себе — он дает намного больше возможностей получить это лучшее качества в процессе обработки фотографии.


RAW это исходное сырье — JPEG готовый результат

Например загружайте в Lightroom и создавайте свое изображение «вручную».

Популярной практикой является одновременная съемка RAW+Jpeg — когда камера сохраняет и то и другое. JPEG можно использовать для быстрого просмотра материала, а если что не так и требуется серьезная коррекция, то у вас есть исходные данные в виде RAW.

Заключение

Надеюсь эта статья поможет тем, кто только хочет заняться фотографией на более серьезном уровне. Возможно некоторые терм ины и понятия покажутся вам слишком сложными, но не бойтесь. На самом деле все очень просто.

 
Статьи по теме:
Прошивка телефона, смартфона и планшета ZTE
On this page, you will find the official link to download ZTE Blade L3 Stock Firmware ROM (flash file) on your Computer. Firmware comes in a zip package, which contains Flash File, Flash Tool, USB Driver and How-to Flash Manual. How to FlashStep 1 : Downl
Завис компьютер — какие клавиши нажать на клавиатуре, как перезагрузить или выключить
F1- вызывает «справку» Windows или окно помощи активной программы. В Microsoft Word комбинация клавиш Shift+F1 показывает форматирование текста; F2- переименовывает выделенный объект на рабочем столе или в окне проводника; F3- открывает окно поиска файла
ISBN, УДК, ББК, штриховые коды, выходные данные
Для публикации работы (статьи, книги, диссертации) автору необходимо указать тематический раздел (индекс) существующих классификаций, к которому эта работа относится, и авторский знак. Классификационные индексы издания – это индексы УДК,ББК и ГРНТИ. УДК –
Скачать клавиатурный тренажер для детей на русском бесплатно
Основные возможности уникальный альтернативный вариант для расположения рук на клавиатуре; поддержка различных раскладок и языков; звуковые эффекты для музыкального сопровождения работы; специальные уроки, которые помогают запоминать расположение клави