Olympus OM-D E-M10 Mark II. Большой тест

Повороты диска режимов сопровождаются появлением на экране информации о смене режима и о его сути. С режимами P (программный автомат), A (приоритет диафрагмы), S (приоритет выдержки) и M (ручное задание экспопараметров) всё понятно, это классика. Кстати, когда вы находитесь в режимах группы P-A-S-M, нажатие кнопки быстрого меню выводит на экран панель управления SCP – ту самую, что на предыдущей иллюстрации.

«Зеленый» авторежим AUTO предназначен для тех, кто не хочет задумываться над настройками камеры. В этом режиме камера сама распознает, какого типа сюжет вы снимаете, и с учетом условий съемки автоматически устанавливает оптимальные параметры.

В режиме AUTO кнопка быстрого меню (или прикосновение к правому краю сенсорного дисплея камеры) включает функцию Live Guide («Гид по легкой смене настроек»). Справа появляется столбик с пиктограммами, позволяющими изменить Насыщенность, Оттенок (ввести цветовой сдвиг), Яркость (ввести экспокоррекцию), Размыть фон (изменить диафрагму) и включить Динамичный сюжет (настроить выдержку).

Шестой, самый нижний пункт «Гида по легкой смене настроек» называется – Советы по съемке. Это как бы микроучебник по съемке, где даются краткие советы по кадрированию, а также съемке детей, животных, цветов, цветов и продуктов.

Намерение облегчить жизнь начинающему фотографу при помощи «Гида по легкой смене настроек» стоит приветствовать, хотя я не уверен, что разноцветные квадратики так уж наглядны и с ходу понятны.

Вообще-то, большинство фотографов, даже начинающих, к «зеленому режиму» относятся немного свысока. На самом же деле за его внешней простотой (включил, и больше ничего делать не надо) скрываются сложные алгоритмы и весьма широкие изменения в поведении камеры. Например, она может сама ввести экспокоррекцию или включить съемку в HDR. Я довольно долго ходил по городу и снимал именно в режиме AUTO, и порой он приятно удивлял.

Например, на полном автомате сделан вот этот кадр.

На первый взгляд он может показаться если не пересвеченным, то все же излишне светлым, в пасмурную-то погоду. Однако на самом деле камера проанализировала сюжет, увидела съемку людей, распознала лица и, сделав экспозамер по лицам, в соответствии с этим выставила экспопараметры. Ну, поворот камеры – это уже моё :).

Для сравнения, вот как выглядела съемка в тех же условиях (и в том же режиме AUTO), но без лиц на переднем плане:

Положение диска режимов SCN – это сюжетные программы (Scenes). Доступ к ним организован совершенно не так, как во всех других камерах Olympus. Очевидно, разработчики посчитали, что перебор однообразного (и длинного, обычно более двадцати пунктов) списка слишком утомителен (особенно для любителя беспроблемного общения с камерой – а ведь именно с прицелом на него как раз и выстроен весь интерфейс E-M10 Mark III).

Когда вы поворачиваете диск режимов в положение SCN (а также, если, уже находясь в режиме SCN, нажимаете кнопку быстрого меню на верхней панели), на экран выводится шесть заголовков – Люди, В движении, В помещении, Ночная съемка, Пейзаж и Крупный план – внутри которых уже находятся сгруппированные сюжетные программы.

Передвигаться по экранному меню можно и кнопками навипада, и дисками управления, и простым прикосновением к сенсорному экрану. Причем первым касанием вы активизируете заголовок группы (он будет обведен рамкой), а уже второе касание откроет доступ к сюжетам этой группы. Это похоже на работу с мышкой, когда вы можете перебирать ярлыки приложений на рабочем столе одним кликом, а запускать приложение – двойным кликом.

Откроем первую группу, «Люди».

Там нам предложат пять сюжетных программ – Портрет, e-Портрет (с приукрашиванием)…

…Ландшафт+Портрет…

…Ночь+Портрет…

…как видите, каждая сюжетная программа сопровождается своими «обоями» (картинкой во весь экран), пояснениями о её сути, а иногда и рекомендациями (использовать штатив, поднять встроенную вспышку)…

…и, наконец, Дети.

Группа «В движении» включает в себя три сюжетных программы.

Вы уже начинаете уважать режим AUTO, не так ли? Ведь там камера сама определяет и условия, и снимаемые объекты… по сути, выбирает сюжетную программу автоматически.

Сюжетную программу Дети встречаем уже второй раз. Да, такова особенность организации нового меню – одна сюжетная программа может входит в несколько разных групп. Сюжет Дети входит в три группы: Люди, В движении и В помещении.

К сюжетам Портрет и e-Портрет также можно адресоваться через разные группы.

Любопытен сюжет съемки с проводкой. По-видимому, здесь замаскирована возможность переключения стабилизатора в режим «гасить только вертикальные колебания», которого в явном виде теперь нет.

Хотя индикация режима на панели управления по-прежнему остается просто как «S-IS On».

Группа «В помещении» включает в себя целых шесть сюжетных программ. Это уже знакомые нам два портретных сюжета и съемка детей, а кроме того, Свет свечи…

…и «Беззвучная» сюжетная программа. Именно здесь мы по-сути включаем электронный затвор (которого нет среди режимов работы затвора, выбираемых нажатием клавиши навипада Вниз). В переводе описания сюжета «Беззвучный» допущена курьезная ошибка – в словах «при низком качестве звука и света от камеры». Имеется в виду, что сюжет полезен «в условиях, когда издаваемые камерой шумы и свет нежелательны». То есть, помимо отключения механического затвора, отключается вспышка, подсветка автофокуса и звуковое подтверждение его срабатывания.

В сюжете «Подсветка HDR» делается несколько кадров, которые автоматически объединяются в один для расширения динамического диапазона. Этот же режим может включаться, порой неожиданно, при работе камеры в режиме AUTO.

В сюжете «Подсветка HDR» никаких настроек не предусмотрено, в отличие от «Продвинутого фоторежима HDR». Кстати, во всех случаях результирующий кадр может сохраняться не только в формате JPEG, но и в RAW.

Пять сюжетный программ помещены в группу «Ночная съемка».

Отметим, что встроенная вспышка сама не выскакивает – о необходимости поднять её предупреждает надпись «Вспышку POP UP».

Здесь есть как режимы, где нужен штатив, так и ночная Съемка с рук (делается несколько снимков с относительно высоким значением ISO, ради укорочения выдержки, а затем эти несколько снимков объединяются в один для снижения шумов).

Сюжет Фейерверк – это «обычная» съемка со штатива с длинной выдержкой…

…а под «Съемкой полос света» скрывается более интересный режим Live Composite, в котором процесс экспонирования при длинных выдержках наглядно виден на дисплее камеры.

Запуск «полос света» (режима Live Composite) здесь максимально упрощен, он включается одним нажатием кнопки – причем делать это можно как из сюжетных программ SCN, так и из «продвинутых функций» AP.

Четыре сюжета группы «Пейзаж» – это Ландшафт, Закат (с усиленной передачей красных и желтых оттенков), Пляж и Снег (с сохранением ярко-белых участков), а также уже знакомая нам Подсветка HDR.

Последняя, шестая, группа сюжетных программ названа «Крупный план».

Два сюжета посвящены Макросъемке.

Конечно, макросъемка здесь фигурирует только в смысле настроек камеры, но не масштаба изображения; для получения настоящих макроснимков с большим увеличением потребуются специализированные объективы.

Сюжет Документы оптимален для съемке контрастных монохромных текстов.

Наконец, сюжетная программа «Расширенный фокус» включает функцию брекетинга по фокусировке. Как и в случае «Полос света», а также «Подсветки HDR», запуск из сюжетных программ получается максимально беспроблемным, «однокнопочным», подходящим для самых начинающих фотографов.

Мы добрались до группы режимов, для которых на диске режимов выделено отдельное положение АР, что расшифровывается как Advanced Photo, или «Продвинутые фоторежимы», или, как на экране – «Расширенный режим съемок».

Напомню, что меню режима АР, которое вы видите на следующем скриншоте, появляется как при повороте диска режимов в соответствующее положение (то есть, когда вы только попадаете в режим АР), так и при нажатии «кнопки быстрого меню» (если вы уже в режиме АР находитесь).

Функция Live Composite (переведённая в этой камере как «Коллаж в реальном времени») – воистину продвинутый инструмент для ночной съемки. Камера сначала записывает неподвижную картинку, а дальше те объекты в кадре, которые не двигаются и яркость которых не изменяется, уже такими и остаются; добавляются лишь более светлые объекты. Наблюдая за дисплеем, вы можете ждать, пока сформируется нужное изображение, или рисовать его сами – и остановить съемку, когда достигнут желаемый результат.

Запуск функции Live Composite из режима АР максимально упрощён, вы нажимаете кнопку один раз, задумываться ни о чем не нужно, установку экспопараметров берет на себя автоматика камеры.

Вместе с тем, сохранена и возможность более осознанного запуска Live Composite (а также Live Bulb и Live Time) с большим количеством настроек – через внутрикамерное меню.

Более подробно о работе с режимами Live Composite и Live Time можно посмотреть в моём .

Live Time – более простой режим, чем Live Composite. Он позволяет смотреть на экране, как проявляется изображение при длинной выдержке, и остановить съемку, когда достигнут нужный результат, нажав кнопку спуска затвора.

Перед запуском режима Live Time можно задать максимальную выдержку, после которой камера автоматически прекратит экспозицию, даже если вы забыли нажать кнопку.

В режиме «Мультиэкспозиция» вы последовательно делаете два снимка, которые затем автоматически складываются в один.

Результат сохраняется в форматах JPEG и/или RAW.

Режим HDR полезен при очень высоком контрасте освещения в кадре. Камера делает три быстрых последовательных снимка с разной экспозицией, которые затем автоматически объединяются в один. Грубо говорят, от недодержанного снимка берутся самые светлые участки, а от передержанного – тёмные. В результате получается изображение с расширенным динамическим диапазоном.

Есть два варианта – более реалистичный HDR 1 (с меньшей эксповилкой) и более «эффектный» HDR 2.

Посмотрите три примера работы функции HDR. Во всех случаях использован вариант HDR 1.

Если в кадр попадают движущиеся предметы (а такое бывает нередко), то камера не формирует несколько полупрозрачных «призраков», а успешно разбирается с проблемой, используя лишь один из дублей, так что двоений и троений в итоговом снимке не наблюдается.

Заметьте, что во всех трёх случаях динамического диапазона матрицы хватало, чтобы информация в светах и тенях не терялась, и в принципе было достаточно снимать в RAW, не используя HDR. Ну а поскольку в результате съемки в HDR получается кадр RAW, то… мы можем при необходимости вытянуть детали из него, и получится как бы двухступенчатое сохранение деталей!

Следующий режим в группе АР – «Беззвучный». С ним мы уже знакомы, он встречался среди сюжетных программ SCN, в группе «В помещении». Включается беззвучный электронный затвор, выключаются издаваемые камерой звуки и подсветка автофокуса.

В режиме «Панорама» вы делаете последовательно несколько кадров, при этом на экране отображаются метки, облегчающие кадрирование (вам показывают край предыдущего кадра, который надо совместить со следующим).

Внутрикамерной склейки панорам у E-M10 III нет, как нет её и в других системных камерах Olympus. Можно посетовать по этому поводу, хотя я бы особенно не расстраивался – редакторы изображения прекрасно справляются с этой задачей, склеивая панораму из отдельных кадров быстро и качественно.

Пример панорамы из четырех кадров, снятых камерой E-M10 III и склеенной за пару минут во внешнем редакторе (по клику – файл разрешения 4564×1080 точек):

Функция коррекции трапецидальных искажений может использоваться для изменения геометрии снимка прямо во время съемки. Можно выпрямлять сходящиеся вертикали, можно наоборот, добавлять снимкам драматизм.

Olympus OM-D E-M10 Mark II – беззеркальная камера со сменными объективами стандарта Микро-4/3. Модель является младшей в линейке Olympus OM-D и приходит на смену OM-D E-M10. Пятиосевая стабилизация изображения (эффективностью до четырех экспоступеней), процессор TruePic VII, встроенная вспышка и ЭВИ разрешения 2.36 Мточек, поворотный сенсорный монитор, видеосъемка Full HD 1080@60/50/30/25/24p, режим съемки тайм-лапс в разрешении 4К, а также совершенно новый режим – брекетинг по фокусировке.

Полное официальное наименование модели звучит так: Olympus OM-D E-M10 Mark II, однако я для краткости буду называть камеру также OM-D E-M10 Mark II, или OM-D E-M10 II или даже просто E-M10 II.

  • Цельнометаллический корпус; компактная, прочная и легкая конструкция.
  • Матрица LIVE MOS разрешения 16 Мп формата 4/3 (17.3х13.0 мм).
  • Улучшенная пятиосевая система оптической стабилизации на сдвиге матрицы (работающая и при фото-, и при видеосъемке), с автоматическим распознаванием оптимального режима с учетом панорамирования (S-IS Auto).
  • Двухъядерный процессор TruePic VII.
  • Сенсорный монитор с диагональю 3″, разрешения 1.04 Мточек формата 3:2, поворотный по одной оси.
  • Возможность работы дисплея в режиме «Тачскрин АФ» – вы смотрите в видоискатель, а точку фокусировки указываете на дисплее.
  • Встроенный электронный OLED-видоискатель (ЭВИ) высокого разрешения 2360000 точек с датчиком глаза и со 100% полем обзора.
  • Возможность перевода ЭВИ в режим «Симуляции оптического видоискателя» (при этом вводимая экспокоррекция и другие настройки отображаются сразу на основном мониторе, но не в ЭВИ).
  • Диапазон чувствительности от ISO200 (с расширением ISO100) до ISO25600.
  • Короткие выдержки от 1/4000 секунды (и от 1/16000 с электронным затвором).
  • Серийная съемка до 8.5 кадр/с.
  • Автофокус с 81 зонами (9х9), с выбором групп, распознаванием лиц и ближнего глаза.
  • Улучшенный по сравнению с E-M10 режим непрерывного автофокуса C-AF.
  • Функция пикинга при ручной фокусировке (оконтуривание объектов, которые в фокусе).
  • Новая функция брекетинга по фокусу (Focus BKT), с настройкой количества кадров и величины сдвига плоскости фокусировки.
  • Сюжетные программы и эффекты художественной обработки «Арт-фильтры» (два новых по сравнению с E-M10 – Винтаж и Частичный цвет).
  • Коррекция перспективных искажений «на лету».
  • Видеосъемка в разрешении Full HD 1080@60/50/30/25/24p, формат ALL-I с потоком 77 Мб/с (при 30/25p), IPB с потоком 52 Мб/с. Опции ускоренной и замедленной видеосъемки.
  • Запись стереозвука при видеосъемке.
  • Интервальная съемка с возможностью склейки тайм-лапс видеороликов.
  • Разъем для подключения внешней вспышки и других аксессуаров.
  • Встроенный Wi-Fi для дистанционного управления и передачи файлов на внешние устройства.
  • Габаритные размеры (по данным производителя, корпус без выступающих частей): 119.5×83.1×46.7 мм.
  • Вес: 390 г (с аккумулятором и картой памяти).

Одной из самых сильных сторон беззеркальных системных камер Olympus я считаю великолепную систему стабилизации изображения. Стабилизатор в камере OM-D E-M10 Mark II улучшен по сравнению с предыдущей моделью E-M10, вместо «трехосевой» система стабилизация стала «пятиосевой» и обеспечивает компенсацию до четырех экспоступеней. Причем работает стабилизатор как при фотосъемке, так и при записи видео (во втором случае в сочетании с электронной стабилизации картинки).

Для удобства сравнения совместим в одной таблице важнейшие характеристики трех камер Olympus OM-D – предыдущей E-M10, новой E-M10 Mark II, а также старшей модели E-M5 Mark II. Зеленым цветом отмечены выигрышные моменты, выделяющие одну из моделей, красным – относительные недостатки.

Камера Olympus OM-D
Матрица

16 Мп
Live MOS

16 Мп
Live MOS

16 Мп
Live MOS

Процессор
Стабилизация изображения 3-осевая
(3 EV)
5-осевая
(4 EV)

5-осевая
(5 EV)

Электронный затвор Нет Да
Минимальная выдержка 1/4000 c

1/4000 с
(1/16000 с электронным затвором)

1/8000 с
(1/16000 с электронным затвором)

Диапазон ISO 200-25600 200-25600
(с расширением 100-25600)

200-25600
(с расширением 100-25600)

Монитор

1.04 Мточек
3″
LCD
Наклонный
Сенсорный

1.04 Мточек
3″
LCD
Наклонный
Сенсорный

1.04 Мточек
3″
LCD
Вращающийся
Сенсорный

Встроенный
электронный
видоискатель
1.44 Мточек
LCD
0.58x
2.36 Мточек
OLED
0.62x

2.36 Мточек
OLED
0.74x

Режим тачпэд АФ Нет Есть
Серийная съемка 8 кадр/с 8.5 кадр/с

10 кадр/с

Встроенная вспышка Есть Есть
Видеосъемка Full HD
1080@30p
Full HD
1080@60/50/30/25/24p

Full HD
1080@60/50/30/25/24p

Тайм-лапс 4К Нет Есть (5 кадр/с)
Микрофонный разъем Нет Нет

Да

Брекетинг по фокусировке
Нет Да Нет
Защищенное исполнение Нет Нет

Да

Габаритные размеры

119 x 82 x 46 мм

120 x 83 x 47 мм

124 x 85 x 45 мм

Вес 400 г 390 г

Очень интересной мне представляется новая функция брекетинга по фокусировке (Focus BKT), которая появилась в E-M10 Mark II. Суть ее в том, что камера по нажатию кнопки спуска делает не один снимок, а несколько, последовательно смещая плоскость фокусировки от кадра к кадру, как бы «пробегая» по снимаемому объекту в объеме. При этом можно настраивать как количество кадров в брекетинг-серии, так и величину сдвига фокуса от кадра к кадру.

Olympus OM-D E-M10 Mark II поступит в продажу в середине сентября 2015 в серебряном и черном цветах. Основным вариантом комплектации будет камера с объективом M.Zuiko Digital ED 14-42/3.5-5.6 EZ (стоимостью 47999 рублей), также будет доступен вариант камеры без объектива (стоимостью 39990 рублей).

Камера Olympus серии OM-D, компактных беззеркальных фотокамер со съемной оптикой (ILC) получила признание среди пользователей. Первая модель E-M10, это доступное, качественное устройство, разработанное для тех, кто является новичком в обращении с беззеркалками, так и для тех, кто хочет обновить старую модель. Сегодня тест Olympus OM-D E-M10 Mark II.

Фотокамера Olympus OM-D E-M10 Mark II — Отзывы

Olympus теперь имеет продолжение, и, новая Mark II хоть и не открывает новые горизонты, но это очень способная камера.

Ретро, часто используемое слово при описании современного дизайна камер, камера Olympus OM-D E-M10 Mark II выглядит как фотоаппараты из 1970-х годов, особенно в двухцветной черно-серебристой стилизации (камера также доступна в черной и ограниченным тиражом в коричневой коже).

Дизайн очень продуманный, как и у предшественника. Из высококлассной OM-D серии, модель Е-M10 II является единственной доступной по стоимости, но это оборудование получило переработанный макет управления. Все крупные накатанные круговые шкалы (диск выбора режимов съемки и др.) расположены справа от выдвижной вспышки, а слева рычажок включения / выключения. Круговые шкалы являются достаточно большими, что очень удобно при регулировке на ощупь, когда Вы смотрите через электронный видоискатель (EVF).

Говоря про EVF, необходимо отметить улучшение разрешения OLED-экрана до 2,3 млн. пикселей, превосходную контрастность и более плавное воспроизведение изображений, по сравнению с 1,44 млн. пикселей, которые были у первой E-M10. Если Вам больше нравятся кадры с изменением наклона 3-дюймового сенсорного ЖК-дисплея, то Вы получаете разрешение в 1,04 млн. пикселей — не лучшее в своем классе, но по-прежнему хорошее.

Конечно, в камере используется система Micro Four Thirds — крепления, благодаря которой на протяжении многих лет мы находимся под впечатлением Olympus M.ZUIKO объективов.

Камера компактна (4,7 х 3,3 1,9 дюйма, без объектива) и даже учитывая то, что это ILC, она очень легкая, чуть меньше 400 грамм с батареей и картой памяти. Добавление компактного комплекта объективов (стоимость около 600$) ненамного утяжеляет весь всего пакет, так что его легко носить с собой весь день. Несмотря на то, что M.ZUIKO объектив очень тонкий, 14-42мм F / 3,5-F / 5,6, он обладает 3-x кратным оптическим зумом Micro Four Thirds и эквивалентным фокусным расстоянием, диапазон 28-84мм для 35мм формата.

Цифровая камера Е-M10 Mark II имеет все ранее упомянутые круговые шкалы, плюс множество функциональных клавиш, с помощью которых её можно настроить. Есть две функциональные клавиши на верхней панели и третья на задней стороне. Верхняя панель выглядит излишне перегруженной из-за большого количества кнопок и круговых шкал, а также стереомикрофона, выдвижной вспышки и башмака. Если вы новичок в обращении с Olympus, при настройке лучше обратиться к руководству по эксплуатации.

На задней панели находится наклонный 3-дюймовый сенсорный ЖК-дисплея, EVF с контролем диоптрий, удобное расширение для большого пальца, и крошечный монодинамик. Есть также классические кнопки (меню, информация, удаление, воспроизведение), вокруг джойстика с центральной кнопкой «ОК». С правой стороны имеется разъем для USB и A / V, а снизу отсек для аккумулятора / карты памяти SD. Батарея рассчитана на 320 снимков, этого вполне достаточно для полного съемочного дня.

Что включено в комплект

В комплекте O-MD E-M10 II с камерой идет 14-42mm F / 3,5-F / 5,6 M.ZUIKO объектив. Также в коробке находится аккумулятор, зарядное устройство с сетевым шнуром, кабель USB, ремешок, и колпачки. Olympus предоставляет базовое 30 страничное стартовое руководство по эксплуатации; полная версия находится на прилагаемом компакт-диске, который также содержит Olympus Viewer 3 — программное обеспечение для обработки изображений и RAW файлов. Камера имеет встроенный Wi-Fi, так же можно скачать Olympus Image Share, приложение для Android или iOS.

Характеристики, производительность и использование Olympus OM-D E-M10 Mark II

Olympus OM-D E-M10 II оснащена испытанной 16,1-мегапиксельной Micro Four Thirds микросхемой, соединенной с процессором TruePic VII. Это один из основных компонентов в линейке Olympus, обеспечивающий качественные фотографии в течение многих лет. В новой модели частота кадров была увеличена до 8,5 в секунду, в первой E-M10 данный параметр составлял 8 кадров в секунду. Это вряд ли можно назвать поразительным изменением, гораздо важнее то, что это очень отзывчивая камера, которая фокусируется очень быстро, благодаря многократной системе автофокусировки 81-зоны.

Качество фотоснимков довольно хорошее, снимки четкие и с насыщенными цветами. В параметрах Е-M10 II имеются творческие эффекты, для улучшения качества Ваших фотографий; кроме Dramatic Tone есть еще 13 других художественных фильтров.

Одной из новых возможностей является встроенный 5-осевой стабилизатор изображения, а не 3-осевой как в предыдущей модели. Это актуально при съемке сцен качающихся предметов, когда Вы стоите на твердой почве.

Как было уже отмечено, Olympus OM-D E-M10 Mark II очень отзывчива фотокамера, частота 8,5 кадров в секунду в режиме Continuous AF падает до 4 кадров. Максимальная скорость затвора 1/4000 секунды, а сам механизм действует довольно шумно, если снимать очередью. К счастью, Olympus предусмотрел беззвучный режим. Максимальная скорость с электронным затвором 1 / 16,000 секунды.

Видеосъемка в исполнении OM-D E-M10 Mark II также достаточно хорошего качества, радует точность цветов и быстрая фокусировка. Максимальное разрешение Full HD 1080 / 60p, однако при быстром панорамировании клипы склонны к искажению. Другие производители камер теперь предлагают видео в 4K, стандарт — который является разрешением более высокого качества. Отснятый таким образом материал можно масштабировать до видео формата Full HD, более хорошего качества. Наверняка параметр 4K будет частью следующего поколения O-MD камер, но, на данный момент, этой функции в E-M10 II нет.

Фотокамера имеет собственный диапазон ISO от 200-25,600, но он может быть опущен до 100. Во многих новых беззеркальных камерах в параметрах значится диапазон 51,200, но в действительности это просто маркетинговый ход, поскольку изображения, снятые при таких высоких настройках, имеют цветовые искажения. Использовать максимальную 25,600 настройку с помощью E-M10 Mark II не имеет смысла, поскольку Вам будет вполне комфортно снимать в диапазоне ISO 4000, и даже 6400, если Вы не намерены увеличить фотографии слишком радикально.

Камера имеет встроенный Wi-Fi и при тестировании в сопряжении с Samsung Galaxy S5, приложение Olympus Image Share соединилось легко. Olympus использует процесс QR-код, который появляется на ЖК-дисплее камеры, его действие можно проверить с помощью приложения на смартфоне. Программное обеспечение обеспечивает основы, такие как дистанционное управление камерой, добавление геотегов, редактирование изображений, и, конечно же, отправка снимков на свой смартфон. По сравнению с ранними поколениями камер, в современных моделях наконец-то было улучшено качество беспроводной связи.

Итог

Фотокамеру Olympus OM-D E-M10 Mark II можно рекомендовать тем, кто хочет перейти к доступным беззеркалкам или владельцам старых камер, которые хотят обновлений. Данная модель не имеет каких-либо новых спецификаций, характерных для камер 2016 года (например, 4K), но в ней есть всё необходимое, что хотелось бы видеть в новой камере.

Конечно же хотелось бы чтобы в ней было более высокое качество видео, но Full HD 1080 / 60p не худший вариант. С учетом вышесказанного, при выборе лучшей фотокамеры стоит обратить внимание на A6000 Sony, сопоставимую беззеркальную модель, которая продается практически за ту же цену, но в отличии от OM-D E-M10 Mark II имеет больший сенсор APS-C (24.3МП). Olympus, возможно, не нарушал никаких барьеров в плане обновлений, но необходимо отметить, что одним из плюсом E-M10 II является то, что это очень тонкая камера.

Камера, о которой пойдёт речь в этой статье, — самая новая в линейке беззеркальных камер OM-D, хотя уже и не новинка. Мы решили протестировать её, чтобы не упускать эту важную модель из поля зрения. Она относится к третьему поколению младшей модели E-M10. Её неоспоримое достоинство — лёгкость и компактность, особенно в комплекте с китовым зум-объективом типа «блинчик». Такой форм-фактор отлично подходит для съёмки в путешествии, на городской прогулке или загородном пикнике. Если же потребуется, на камеру можно поставить практически любую оптику, причём не только фирменную.


E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 12‑40mm f/2.8 PRO Установки: ISO 6400, F5.6, 1/50 с, 24.0 мм экв.

Olympus OM-D E-M10 Mark III оснащена сенсором с тем же разрешением 16 Мп, что и многие более дорогие модели линейки, в ней стоит процессор последнего поколения, она умеет снимать 4К-видео. Однако стоимость начального уровня обычно не просто так меньше, здесь предполагается сокращённый набор функций и технического оснащения. Интересно будет узнать, каковы эти ограничения в данной модели, сказались ли они на качестве съёмки и насколько сильно.

Дизайн, эргономика, управление

В конструкции E-M10 MARK III сочетаются металл и композитные материалы, но корпус ощущается как монолитный, он отлично собран. Несмотря на совсем небольшой выступ спереди, в руке камера лежит надёжно и комфортно, её не боишься выронить. В выключенном состоянии, когда на ней стоит китовый зум-объектив M.Zuiko Digital ED 14‑42mm 1:3.5‑5.6 EZ Pancake, аппарат имеет практически карманный размер (конечно, если это карман куртки). При его включении объектив выезжает вперёд примерно на 25 мм.

Модель E-M10 Mark III выпускается в двух традиционных для беззеркалок Olympus вариантах: в полностью чёрном корпусе, строгом и не привлекающем внимания, и в нарядном классическом серебристо-чёрном, в комплекте с которым идёт серебристый объектив.

3-дюймовый ЖК-экран имеет разрешение 1,04 млн точек, что даёт возможность комфортно кадрировать сюжет и довольно точно оценивать качество картинки. Он способен наклоняться вниз на 45 градусов, а вверх — на 100, что позволяет немного отодвинуть его от корпуса и получить горизонтальное положение. Такая подвижность экрана обеспечивает комфортную съёмку на разной высоте — и от уровня земли, и от пояса, и при удерживании камеры над головой.

Экран у E-M10 Mark III сенсорный, благодаря чему становятся удобными многие функции. Так, при просмотре отснятого материала снимки можно листать и масштабировать, при настройке камеры — касанием выбирать параметры в быстром меню, фильтры и особые функции, а при съёмке — выбирать зону автофокуса, фокусироваться и снимать касанием экрана в нужном месте.


E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 6400, F3.5, 1/60 с, 28.0 мм экв.

Последнее можно делать в том числе незаметно, «от пуза», повернув экран в горизонтальное положение.


Второй способ кадрирования — через электронный видоискатель с не самым высоким для сегодняшнего дня разрешением 2,36 млн точек и диоптрийной коррекцией. В него выводится вся та же информация, что и на ЖК-экран: сразу видно влияние настроек, показаны основные параметры съёмки, можно вывести вспомогательные инструменты (сетку, электронный уровень, гистограмму, фокус-пикинг).


Аппарат OM-D E-M10 Mark III оснащён встроенной вспышкой. Она расположена над объективом, поднимается и убирается вручную. Для её поднятия используется рычажок включения питания, а для опускания — нажатие пальцем сверху.



E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 800, F4, 1/60 с, 15.0 мм экв.

Как и во многих компактных фотокамерах, здесь используется совмещённый отсек для аккумулятора и карты памяти. Штативное резьбовое гнездо расположено недостаточно далеко от его крышки — другого габариты камеры не позволяют. Поэтому при съёмке со штатива отсек будет заблокирован штативной площадкой.


На верхней панели корпуса большинство органов управления расположено справа, в зоне действия правой руки: диск выбора режима съёмки, кнопка спуска, два управляющих колеса, кнопка включения видеозаписи и перепрограммируемая функциональная кнопка Fn2. Рычажок включения питания находится слева, поэтому включить камеру, удерживая одной рукой, никак не получится. Там же находится кнопка быстрого доступа — в зависимости от режима съёмки она открывает контекстное меню с настройками, список фильтров, сюжетных программ и другое.


В автоматическом режиме эта кнопка вызывает функцию советов по съёмке. Она очень пригодится начинающим фотографам, которые пока ещё не знают, как скорректировать яркость и цветопередачу, размыть фон, заморозить движение.

Ещё одна перепрограммируемая кнопка — Fn1 — находится над упором для большого пальца. Все остальные органы управления камерой расположены на задней панели. Их функции заданы жёстко.


Как и в старших моделях семейства OM-D E-M, самые важные настройки регулируются двумя управляющими дисками. Один из них совмещён с кнопкой спуска затвора.

Функции, настройки, интерфейсы

Сюжетные программы

Камера предлагает шесть основных сюжетных программ, каждая из которых имеет несколько более точных вариантов, наилучшим образом подходящих для типовых съёмочных ситуаций.

Фильтры эффектов

Придать снимкам необычный вид прямо в процессе съёмки помогут фильтры эффектов, доступные в положении ART селекторного диска.

E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 2500, F4, 1/60 с, 18.0 мм экв.

E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 2500, F4, 1/60 с, 18.0 мм экв.

Расширенный режим фотосъёмки

Камера предлагает расширенный режим фотосъёмки, в котором собраны несколько творческих функций. Для доступа к нему выделена отдельная позиция AP на диске выбора режимов. Cписок включает следующие функции: Live Comp (коллаж в реальном времени), Live Time для съёмки фейерверков и ночных пейзажей с очень длинными выдержками, мультиэкспозиция (два кадра), HDR, съёмка без звука, панорама, коррекция перспективных искажений, брекетинг по экспозиции и по фокусу.

Интерфейсы

Интерфейсов у нашей камеры всего два — micro-HDMI и micro-USB. Они расположены под гибкой заглушкой на правом торце корпуса. Интерфейс micro-HDMI позволит вывести фотоизображения и видео на большой ТВ-экран. USB-порт можно использовать для подключения к компьютеру или принтеру, а также для обновления прошивки камеры и объектива. К сожалению, подзарядить через него аккумулятор не получится.


E-M10 Mark III ориентирована на любительскую съёмку. Об этом говорит отсутствие микрофонного входа и выхода на наушники, что не позволит записать звук при видеосъёмке со студийным качеством и на слух контролировать процесс записи. Для аудиозаписи предусмотрены только стереомикрофоны, встроенные в верхнюю панель.

Камера в работе

Сначала поговорим о готовности камеры к съёмке и других скоростных показателях. Время включения у камеры — в пределах одной секунды, за которую также успевает выдвинуться китовый зум-объектив. Задержки срабатывания затвора не ощущается вовсе.

Фокусировка


E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 12‑40mm f/2.8 PRO Установки: ISO 200, F5.6, 1/200 с, 68.0 мм экв.

В Olympus OM-D E-M10 Mark III применяется автофокусировка контрастного типа. Область фокусировки покрывает почти всю площадь кадра и разбита на 121 (11 х 11) зону. Кроме варианта с использованием всех зон, также предусмотрена фокусировка по группе из девяти зон (3 х 3) и по одной зоне АФ. В этих двух вариантах область можно перемещать в нужное место при помощи навипада или касанием экрана.

Автофокусировка в большинстве случаев выполняется быстро и точно. Это справедливо и для дневной съёмки на улице, и для хорошо освещённых помещений, и для концертной съёмки.


E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm f/4.0-5.6 R Установки: ISO 1250, F4.9, 1/160 с, 178.0 мм экв.

Исключением являются либо ситуации с очень слабым освещением, когда у объекта не читаются контрастные детали, либо когда и у объекта съёмки, и у заднего плана есть одинаково контрастные детали. Например, при съёмке зонтиков засохших растений на фоне деревьев система автофокуса испытывала затруднения, но стоило перевести рамку АФ на стебель на фоне снега — и растение в кадре мгновенно стало резким.


E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm f/4.0-5.6 R Установки: ISO 200, F5.6, 1/500 с, 184.0 мм экв.

Хорошо и точно фокусируется камера при съёмке крупным планом.


E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 1600, F5.6, 1/30 с, 28.0 мм экв.

Сенсор изображения достаточно большой, чтобы эффективно размывать фон (при использовании китового «блинчика» он остаётся читаемым и узнаваемым) и получать малую глубину резкости.

E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 400, F5.6, 1/40 с, 42.0 мм экв.

Серийная съёмка

Серийная съёмка выполняется в двух режимах: быстрая и медленная. В первом случае скорость примерно 8,6 кадров/с, во втором — 4,8 кадров/с. Здесь нужно помнить про одно важное ограничение: при использовании высокоскоростного режима фокусировка, баланс белого и экспозиция выставляются по первому снимку серии. То есть такая серийная съёмка позволит заснять фазы движения объекта, который находится от фотографа примерно на одном расстоянии. Но если дистанция до него постоянно меняется, то резкими получатся не все кадры, а только те, которые уложатся в глубину резкости. Поэтому имеет смысл снимать на прикрытой диафрагме.

В нашем примере со стремительной лыжницей, снятой серией с высокой скоростью при диафрагме f/5,6, относительно резкими получились только первые три кадра.

Буфер памяти

Для успешной серийной съёмки требуется достаточно большой буфер памяти. В технических характеристиках E-M10 Mark III приводятся данные замеров при использовании карты памяти стандарта SDHC UHS-II. В этом случае можно записывать снимки в JPG до заполнения карты памяти, а в RAW — до 22 снимков без снижения скорости. Отметим, что поддержка таких карт — это профессиональная функция.

Мы провели свои замеры с более распространённой картой SDHC UHS-I Class 3, поддерживающей скорость записи до 40 МБ/с, снимая циферблат электронных часов.

E-M10 Mark III / OLYMPUS M.14-42mm F3.5-5.6 EZ Установки: ISO 800, F3.5, 1/60 с, 28.0 мм экв.

В нашем случае без снижения скорости серийной съёмки (8,6 кадров/с) получалось сделать 37 снимков в JPG, затем скорость снижалась до 5−6 кадров/с. RAW-версий снимков при сохранении скорости записывалось 10, потом она падала до 2 кадров/с. При записи снимков сразу в JPG и RAW получалось сделать быструю серию из 9 снимков, после чего скорость также становилась равной 2 кадрам/с. То есть при использовании современной быстрой карты и при съёмке в JPG получится фиксировать фазы довольно продолжительного динамичного события.

Автономность

Производитель заявляет про возможность снять до 330 кадров на одном заряде штатной батареи BLS‑50, если в 50% снимать при кадрировании по ЖК-экрану (Live View) и использовать стабилизатор изображения. На практике эти данные подтвердились на вечерней фотосессии, где я снимал, практически всё время пользуясь экраном. Впрочем, надо помнить, что если держать камеру на морозе, то ёмкость аккумулятора быстро снижается. Лучше иметь запасной аккумулятор в тёплом кармане, а если вы отправляетесь в долгое путешествие, то и пара-тройка аккумуляторов не будут лишними.

Практическая съёмка

Вечерняя съёмка в городе

Праздничная иллюминация предновогоднего города — прекрасный повод сделать много хороших снимков и заодно проверить ряд функций камеры.


E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 800, F4, 1/60 с, 28.0 мм экв.

Авторежим и специальные функции

Сначала я, как большинство фотографов-любителей, поставил диск режимов в положение «Авто» и начал снимать, не задумываясь о настройках.


E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 2000, F5, 1/60 с, 25.0 мм экв.

Автоматика правильно выбирает экспозицию и неплохо — баланс белого в условиях сложного освещения, но перестраховывается, выставляя достаточно короткие выдержки, чтобы гарантированно исключить смазы. Из-за этого, конечно, повышает ISO, что неизбежно увеличивает шумность картинки. Так, для обеспечения выдержки 1/60 секунды камера выставила ISO 2000, и на ночном небе проявился довольно заметный цифровой шум. Часто автоматика задирает светочувствительность и до 4000−5000, если её не ограничивает в этом настройка Auto-ISO.

Есть ли у аппарата какая-то несложная функция, позволяющая делать ночные снимки более высокого качества? Да! Это один из вариантов сюжетной программы «Ночная съёмка» — «Съёмка с рук».

В отличие от других вариантов программы, этот позволяет не применять штатив. Камера делает серию снимков и объединяет их в один результирующий снимок с более высоким качеством, чем любой из одиночных. Даже при использовании того же ISO, что и в авторежиме, эта программа выдаёт гораздо более аккуратную картинку, практически без цифрового шума и с хорошей детализацией.

E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 2000, F4.6, 1/60 с, 50.0 мм экв.

Надо отдать должное автоматике: когда света довольно много, авторежим выдаёт картинку, почти не уступающую полученной в программе «Съёмка с рук».

E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 500, F3.5, 1/60 с, 14.0 мм экв.

E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 400, F3.5, 1/60 с, 14.0 мм экв.

Ещё одна проблема ночной съёмки — запредельно высокий контраст, вызванный очень ярким освещением. Тут может пригодиться ещё одна специальная функция — HDR. При её использовании камера тоже выстреливает серию и собирает информацию в финальный снимок. Восстановить информацию в самых светлых участках HDR способен, но иногда потом хочется поработать с цветопередачей — она получается более сдержанной, чем в авторежиме.

E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 1250, F5, 1/60 с, 25.0 мм экв.

E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 200, F4.7, 1/13 с, 50.0 мм экв.

Стабилизация изображения

Беззеркальные камеры Olympus славятся своей встроенной системой стабилизации, основанной на сдвиге матрицы. В модели OM-D E-M10 Mark III она пятиосевая, то есть компенсирует вертикальные и горизонтальные колебания камеры, а также её наклоны и повороты вокруг осей.

Реальное преимущество такой системы лучше всего ощущаешь как раз во время вечерних и ночных съёмок. Ради снижения цифрового шума опытные фотографы снимают в ручном режиме на длинных выдержках, чтобы снизить значение ISO практически до минимума. Хороший стабилизатор позволяет делать это без штатива, снимая с рук. Проверим наш.

Я начал снимать камерой в комплекте с китовым зум-объективом в первый раз на безопасных выдержках, а дальше постепенно делал их всё длиннее.


E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm f/4.0-5.6 R Установки: ISO 1600, F5, 1/25 с, 132.0 мм экв.

Быстро стало понятно, что выдержку ⅛ секунды легко можно использовать на любых фокусных расстояниях китового «блинчика».


E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 1000, F5.6, 1/8 с, 28.0 мм экв.

Осмелев, я стал дальше удлинять выдержку, стараясь достичь такого значения, при котором для съёмки хватит значения ISO 100. И такой выдержкой оказалась целая секунда! Конечно, чтобы получить чёткие снимки на такой выдержке, нужно было как следует сосредоточиться.


E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 100, F8, 1 с, 74.0 мм экв.

Впрочем, если снимать с нестандартным ракурсом, например снизу вверх, удерживая камеру на уровне пояса, то лучше немного подстраховаться и взять выдержку покороче, скажем, ¼ секунды.


E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 200, F6.3, 1/4 с, 28.0 мм экв.

Если же вернуться к рекордному значению выдержки в одну секунду, то получается, что при съёмке на не слишком больших фокусных расстояниях эффективность системы стабилизации достигает 5 ступеней экспозиции!

E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 1600, F5.6, 1/5 с, 20.0 мм экв.

Качество фотосъёмки

В модели Olympus OM-D E-M10 Mark III применяется сенсор изображения Live MOS форм-фактора 4/3” (Four Thirds) с 16,1 млн эффективных пикселей и стандартным байеровским цветным фильтром. В паре с сенсором работает процессор самого последнего поколения — TruePic VIII.

Баланс белого и экспозицию камера, как правило, выставляет корректно — нет необходимости выбирать пресет для первого параметра и вводить коррекцию для второго. Достаточно выбрать в настройках автобаланс белого и мультизонный (ESP) метод экспозамера.

Для полноты картины с качеством фотоизображения рассмотрим результаты нашей традиционной съёмки при разных ISO, а затем оценим динамический диапазон камеры.

Цифровой шум и ISO

При нижнем значении светочувствительности, которое доступно автоматике камеры — ISO 200 — вполне ожидаемо получаем картинку без какого-либо намёка на цифровой шум.

E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm f/4.0-5.6 R Установки: ISO 200, F8, 1/25 с, 74.0 мм экв. Cкачать RAW

На ISO 400 картина практически такая же, а вот при ISO 800 в средних тонах начинают появляться признаки яркостной составляющей шума. Но в остальном изображение не вызывает каких-то нареканий.

При значении ISO 1600 в тех же средних тонах, обычно самых проблемных с точки зрения цифрового шума, появляются и первые признаки его цветовой составляющей. Но в остальных областях сохраняется гладкость тонов, высокая детализация и правильная цветопередача. Такие картинки можно печатать на форматах до А3+. При значении 3200 в монотонных областях шум усиливается незначительно, но начинает потихоньку «съедать» мелкие, не очень контрастные детали. Значение ISO 3200 стоит считать максимальным для печати на формате А3.

При ISO 6400 в монотонных областях шум немного усиливается, начинают снижаться насыщенность ярких цветов и размываться контрастные детали. Это значение всё ещё подойдёт для печати на А4. При ISO 12800 все перечисленные процессы деградации усугубляются, но картинку ещё вполне можно использовать для онлайн-публикаций, если уменьшить разрешение. На ISO 25600 картинка из-за сильного цифрового шума выглядит очень грязной и рыхлой, использовать это значение можно только в безвыходной ситуации, когда не удаётся получить нужную экспозицию другими настройками.

E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm f/4.0-5.6 R Установки: ISO 6400, F8, 1/1000 с, 74.0 мм экв. Cкачать RAW

E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm f/4.0-5.6 R Установки: ISO 12800, F8, 1/1600 с, 74.0 мм экв. Cкачать RAW

E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm f/4.0-5.6 R Установки: ISO 25600, F8, 1/3200 с, 74.0 мм экв. Cкачать RAW

Динамический диапазон

Благодаря наличию RAW-версий некоторых проблемных снимков, в процессе их конвертации были оценены возможности расширения динамического диапазона.

E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm f/4.0-5.6 R Установки: ISO 200, F5.6, 1/125 с, 40.0 мм экв.

E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm f/4.0-5.6 R Установки: ISO 200, F5.6, 1/125 с, 80.0 мм экв.

В результате обработки стало ясно, что из теней удаётся вытянуть детали, повышая экспозицию примерно на 2,7 EV.

Работа с ещё одним недоэкспонированным снимком, сделанным уже на ISO 1600, показала, что и в этом случае можно при RAW-конвертации получить приличный результат.

E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 1600, F8, 1/8 с, 24.0 мм экв.

E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 1600, F8, 1/8 с, 48.0 мм экв.

При съёмке со встречно-боковым солнечным светом был получен сильный засвет, из-за чего снизился контраст в правой части снимка, потеряны детали в облаках.

E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 12‑40mm f/2.8 PRO Установки: ISO 200, F5.6, 1/640 с, 12.0 мм экв.

Результат обработки RAW-версии с настройками Exposure -0,5, Contrast +25, Highlights -100, Shadows +100.

E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 800, F8, 1/8 с, 28.0 мм экв.

При работе с пересвеченными снимками у камеры есть приличный запас в светах, и он даже немного больше, чем в тенях — до 3 EV.

Баланс белого

При дневной съёмке никаких проблем с получением правильного баланса белого не возникает.


E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm f/4.0-5.6 R Установки: ISO 200, F5.6, 1/800 с, 108.0 мм экв.

Правильно передаются и холодные, и тёплые тона снимаемых сцен.


E-M10 Mark III / Olympus Body Cap Lens 9mm f/8 Fisheye Установки: ISO 200, F8, 1/100 с, 18.0 мм экв.

Немного усилить их помогает стиль изображения i-Enchanced — часто можно обойтись без дополнительной обработки в фоторедакторе.


E-M10 Mark III / Olympus Body Cap Lens 9mm f/8 Fisheye Установки: ISO 200, F8, 1/250 с, 18.0 мм экв.

При искусственном свете автоматика часто оставляет в JPG чересчур тёплую цветопередачу.


E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 14‑42mm f/3.5‑5.6 EZ Установки: ISO 1000, F4, 1/60 с, 28.0 мм экв.

Например, на площади Охотного ряда я обнаружил несколько домиков Бюро путешествий, в одном из которых удалось сделать интересный портрет при тусклом свете ламп накаливания. Автоматика оставила слишком много жёлтого, но после открытия в конвертере RAW-версии снимка достаточно было выбрать опцию «Авто» для баланса белого — и результат получился очень хороший. Осталось немного подправить насыщенность и контрастность. Установки: ISO 1600, F2.8, 1/25 с, 90.0 мм экв.

Видео и беспроводные возможности

Видеосъёмка

Максимальное качество видео, которое предлагает E-M10 Mark III — разрешение 4К (3840 x 2160 точек) и частота 30 кадров/с. Выглядит такое видео прилично, картинка чёткая, плавная и без рывков.

Скачать в оригинальном качестве

При установке разрешения Full HD (1920 х 1080 точек) частоту кадров можно поднять до 60. Но даже на Full HD мониторе виден проигрыш по разрешению в сравнении с 4К-видео.

Скачать в оригинальном качестве

При видеосъёмке работает стабилизация, причём есть вариант как только со сдвигом матрицы, так и с дополнительной цифровой стабилизацией. Даже при достаточно быстрых движениях камеры картинка меняется плавно, без рывков. Можно не бояться испортить ролик из-за дрожания рук или случайного резкого перемещения камеры.

Скачать в оригинальном качестве

Беспроводные соединения

Камера оснащена модулем Wi-Fi, который обеспечивает простое и удобное прямое соединение с мобильными устройствами. Для начала работы с камерой на них необходимо установить бесплатное мобильное приложение Olympus Image Share. На камере после команды «Подключение к смартфону» включается Wi-Fi модуль и она переходит в режим точки доступа.


После подсоединения смартфона в приложении Olympus Image Share становятся доступны такие функции, как удалённое управление съёмкой, импортирование снимков из камеры и их редактирование, загрузка инструкции и добавление геотегов.

Стоит отметить, что при управлении съёмкой со смартфона приложение предоставляет фотографу максимальные возможности. Оно позволяет фокусироваться по экрану и не только менять основные параметры съёмки, такие как выдержка, диафрагма, ISO и экспокоррекция, но даже выбирать режим съёмки и применять фильтры эффектов.

Выводы


Итак, работа с камерой Olympus OM-D E-M10 Mark III в течение месяца и анализ полученных результатов позволяют сделать определённые выводы. Это очень хорошая камера для ежедневной съёмки и запечатления всех интересных моментов в путешествии. Особо отметим, что это справедливо для тех фотографов, кто придаёт важное значение комфорту, а значит — весу и размерам камеры и сменной оптики.


E-M10 Mark III / Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm f/4.0-5.6 R Установки: ISO 1250, F4.9, 1/160 с, 184.0 мм экв.

Модель E-M10 Mark III выдаёт очень приличное качество снимков, особенно если немного разобраться в настройках и начать использовать умные функции, такие как ночная съёмка с рук или HDR. Если же освоить возможности камеры как следует и пользоваться ручными настройками в сочетании с высокоэффективной системой стабилизации, то можно получать качественные снимки даже в сложных условиях освещения.

Конечно, тягаться с полнокадровыми многомегапиксельными фотоаппаратами в области качества этой малышке не под силу. Но она даст им фору по комфорту съёмки в путешествии налегке. Камера небольшая и лёгкая, особенно со штатным зум-объективом M.Zuiko Digital ED 14‑42mm 1:3.5‑5.6 EZ Pancake. В арсенале Olympus есть и немало других компактных и лёгких объективов, которые идеально подойдут к нашей модели. Напомню, что Olympus OM-D E-M10 Mark III — камера начального уровня по позиционированию в линейке. Поэтому она лишена некоторых профессиональных возможностей. Здесь отсутствуют интерфейсы для качественной аудиозаписи, применяется контрастная (а не гибридная) автофокусировка. При серийной съёмке с высокой скоростью фокусировка выполняется только по первому кадру. Но предъявлять повышенные требования к камере со стоимостью около 40 тысяч рублей (не забудем про курс рубля) будет неправильно.

Плюсы:

  • красивый дизайн, две расцветки;
  • эргономичный, лёгкий и компактный корпус;
  • высокое качество фотоснимков до ISO 3200;
  • удобное сенсорное управление;
  • высокоэффективная система стабилизации;
  • поддержка карт памяти SDHC UHS-II;
  • работа практически с любой сменной оптикой.

Минусы:

  • контрастная система автофокуса, а не более эффективная гибридная;
  • не поддерживается следящая фокусировка при серийной съёмке с высокой скоростью;
  • отсутствуют интерфейсы для качественной аудиозаписи;
  • не реализована подзарядка через USB-интерфейс.

25 августа стало датой всемирного анонса пятой по счёту камеры в ряду псевдозеркальных системных камер Olympus OM-D, а именно модели E-M10 Mark II (в актуальном ассортименте она стала четвёртой). После официальной презентации в пресс-центре МИА «Россия сегодня», которая прошла во второй половине дня, уже после официального объявления о новой камере, российское представительство Olympus предоставило приглашённым журналистам и блогерам возможность испробовать новинку в Центральном парке культуры и отдыха им. Горького.

Камеры и оптика ждут своих испытателей.

Испытательный комплект

Для полевых экспресс-испытаний ваш покорный слуга ловко ухватил один экземпляр новой камеры в серебристо-чёрном исполнении (впрочем, понятно, к качеству съёмки внешняя отделка корпуса отношения не имеет) и пару объективов: отличный широкоугольный зум M.Zuiko Digital ED 9-18 мм f/4-5,6 c эквивалентным фокусным расстоянием 18-36 мм и просто превосходный телевик M.Zuiko Digital ED 75 мм f/1,8 (150 мм). На всякий пожарный случай в запасе у автора также имелся универсальный олимпусовский суперзум 14-150 (28-300) мм первого выпуска.

Из полного заряда батареи коллеги-журналисты и блогеры израсходовали самую малость, покрутив камеру в руках не более десяти минут, прежде чем она прилипла к моим рукам. Я вставил в камеру предусмотрительно захваченную с собой скоростную карту памяти, проверил настройки - для первого теста мне прежде всего требовалось полное разрешение и высокое качество JPEG - и мы отправились через Крымский мост в ЦПКиО.

Внешний вид

Честно говоря, я не очень понял, почему производитель принял именно такое решение - назвать новинку „второй «десяткой»“; отличия от старой (ну, как старой, всего-то примерно годовалой) модели E-M10, как говорится, бросаются в глаза. Здесь не тот случай, когда внешне очередной «марк» отличается от прежней версии только новым или дополнительным шильдиком.


OM-D E-M10 Mark II с фишаем M.Zuiko Digital ED 8 мм f/1,8 PRO.

Сразу бросается в глаза, что диск переключения режимов съёмки «переехал» на правую (с точки зрения фотографа) сторону от кожуха видоискателя и встроенной вспышки. Левую площадку занял поворотный выключатель, также выполняющий функцию активатора встроенной вспышки.

При этом у всех дисков управления изменился дизайн. Они не просто стильно смотрятся; новая насечка на металлических дисках практична и удобна. Манипуляции вполне возможны при удержании камеры, как говорится, «одной правой». Автору, кстати, они напомнили старинную Лейку в полярном исполнении с увеличенными для удобства работы в перчатках рубчатыми головками перемотки плёнки и установки выдержек. Полагаю, перчатки не станут препятствием и при съёмке этим фотоаппаратом.

В отсутствие накладной рукоятки, радикально улучшающей ухватистость копуса, хотя и увеличивающей его невеликую геометрию, сравнительно малый размер наплыва под пальцы правой руки очень эффективно компенсируется мощным эргономичным упором для большого пальца. Добавим к этому качественное покрытие корпуса, и… - камера просто не выскальзывает из руки; этот приятный факт отметили собравшиеся обоего пола, обладающие ладонями весьма разных величин и пальцами разной длины.

Порадовал откидной экран. Когда его переводишь в положение для съёмки «от пуза», весьма полезное, к примеру, для неназойливой уличной съёмки, его можно чуть отодвинуть от корпуса. Ровно настолько, чтобы видоискатель не перекрывал на нём изображение при взгляде перпендикулярно вниз.

В целом нельзя сказать, что камера заметно изменила свои физические характеристики; в сравнении с изначальной моделью изменения размера и веса исчисляются единичными миллиметрами и граммами и существенной роли не играют. В отличие от изменений в её весьма богатом «внутреннем мире».

Внутренний мир

А внутри новая «десятка» заметно отличается от первого варианта камеры, хотя и, разумеется, не во всём.

Главное в камере - матрица и «мозги». Здесь претензии предъявить не к чему. Такая же 16-мегапиксельная КМОП-матрица типа Live MOS, что используется и на остальных камерах OM-D, и такой же графический процессор TruePic VII.

Грубо говоря, это говорит о том, что с помощью новой «десятки» можно получать фотографии столь же высокого качества, как и с помощью других камер семейства OM-D. Это является безусловным плюсом и сильной стороной как новой модели, так, кстати, и всего семейства.

Заметно увеличилось разрешение электронного видоискателя; теперь оно превышает 2,3 млн. точек. Я прекрасно понимаю, что нет предела совершенству, но с практической точки зрения такое разрешение представляется оптимальным. При этом изображение в нём лишено инерции.

Существенным преимуществом E-M10 Mark II перед первой моделью стало внедрение самой передовой на сегодняшний день пятиосевой системы стабилизации изображения. У первой «десятки» она была прошлого поколения, трёхосевой. При этом, по заявлению представителей фирмы, пятиосевая система стабилизации на второй «десятке» дополнительно улучшена по сравнению с её ранними вариантами, впервые реализованными на уже снятой с производства модели E-M5, сравнительно недавно уступившей место в производстве своему «второму марку».

Первое впечатление от её работы - самое положительное. Работает пятиосевая система великолепно и спасает в весьма сложных обстоятельствах. Утверждения производителя о четырёх ступенях удлинения выдержки относительно рекомендуемого предела не лишены оснований. Конечно, чудес не бывает, и тремор способен испортить дело, но режим серийной съёмки помогает получить несколько съёмочных дублей, чтобы выбрать из них оптимальный вариант.

Ещё одну весьма интересную новую способность камеры протестировать на бегу не представлялось возможным. Речь идёт о цейтраферной (интервальной) съёмке с разрешением 4К (возможна также с меньшими разрешениями Full HD и HD). Так что возможности новой камеры по созданию таймлапс-видео станут предметом отдельного материала.

А пока - можете посмотреть маленький видеоролик, снятый с рук в режиме максимального качества (Full HD, 50p) в том виде, в который его превратил YouTube. Оригинал (168 МБ) .

Прочие особенности

Любопытна новая функция новой «десятки»: использование экрана при визировании через видоискатель для выбора фокусировочной точки. Это один из тех случаев, когда показать проще, чем объяснить. Тем не менее, попробую. Вы обычным образом смотрите в видоискатель, удерживая камеру двумя руками, поджимаете спусковую кнопку указательным пальцем для активации автофокуса и, если автоматика зацепилась не за ту точку кадра, которая нужна вам, движением большого пальца по экрану сдвигаете фокусировочную точку в нужное вам место.


M.Zuiko Digital ED 75 мм f/1,8; 1/160 с, f/2,8, 320 ISO. Смышлёный встроенный распознаватель лиц, разумеется, сразу ухватился за ближайшее лицо, и камера мгновенно навела на него резкость, но мой палец подсказал ей через экран, что меня больше интересует Евгений Уваров 🙂

Причём писал я предыдущий абзац значительно дольше, чем сдвигал при съёмке фокусную точку, честное слово.

Ещё одна реализованная в камере «фича» - фокусная вилка (брекетинг фокуса), компенсирующая нехватку глубины резкости при крупноплановой и маркосъёмке. Камера делает серию снимков, пошагово сдвигая фокусировку, а потом автоматически склеивает композитный снимок с оптимальной резкостью по всей глубине объёмного объекта съёмки.

Отмечу ещё бесшумный режим работы затвора, фактически являющийся использованием электронного затвора. При этом кратчайшая выдержка уменьшается до 1/16 000 с, в то время как в обычном режиме с механическим затвором она составляет обычную 1/4000 с.

С батарейкой у новой камеры, похоже, проблем не будет. Из стремления к перестраховке я сразу же включил низкоскоростной серийный режим (около 4 кадров/с), чтобы обеспечить себя съёмочными дублями. Отсняв около полутысячи кадров и небольшое видео, постоянно используя то экран, то видоискатель, периодически ковыряясь в режиме просмотра и удаляя заведомо неудачные кадры, к концу нашей энергичной тест-сессии я отметил, что на экране исчез всего один сегмент в индикаторе заряда. И это, должен заметить, у совершенно новой камеры с заведомо не тренированной батареей, пусть и без применения встроенной вспышки.

Заключение

Новая камера элегантно заполняет интервал между первой «десяткой», чётко ориентированной на увлечённых фотолюбителей, решивших открыть для себя богатый мир системных камер, и камерой E-M5 Mark II, которую сама фирма аттестует как модель для «креативных энтузиастов», а я бы по старинке назвал полупрофессиональной камерой.

И не просто так компания Olympus собирается предлагать потребителям обе модели: и изначальную E-M10 - как камеру начального уровня, и E-M10 Mark II - как более продвинутую камеру для энтузиастов.

Не думаю, что первое впечатление меня подводит: камера получилась удачная и несомненно будет пользоваться популярностью среди неуклонно растущего числа потребителей незеркальных системных камер.

Причём, полагаю, уже в самое ближайшее время: по инсайдерской информации первая партия уже завезена в Россию и в настоящее время распределяется по авторизованным дилерам, чтобы синхронно поступить в продажу в согласованное время в начале сентября. Напомню, что названная московским представительством фирмы цена за корпус новой камеры составит 39 999 р.

PS: Скачать для самостоятельного рассмотрения тестовые фотографии из текста и дополнительной галереи одним ZIP-архивом можно по этой ссылке (трафик 73 МБ). Краткая спецификация камеры приведена в нашем анонсе , подробная - на сайте производителя.

Южный конец Крымского моста. Фок. расст. 9 мм, 1/800, f/7,1, 200 ISO.

Макет ранее сущестсовавшей парашютной вышки в музее ЦПКиО. Фок. расст. 9 мм, 1/60, f/4, 250 ISO.

Вид со смотровой площадки на входной арке на музыкальный фонтан ЦПКиО. 75 мм, 1/1250, f/2,8, 200 ISO.

Вид со смотровой площадки на входной арке ЦПКиО в сторону ХСС и Останкинской телебашни. 75 мм, 1/2000, f/4, 200 ISO.

Телевик 75 мм во всей своей красе. 1/3200, f/2,5, 200 ISO.

Обмен опытом. 75 мм, 1/250, f/2, 200 ISO.

Набережная Москвы-реки в ЦПКиО. Фок. расст. 13 мм, 1/400, f/6,3, 200 ISO.

Семейная фотосессия. 75 мм, 1/1600, f/2,8, 200 ISO.

При уменьшении освещённости светосила начинает играть важнейшую роль. 75 мм, 1/40, f/2,0, 3200 ISO.

Панорама Садового кольца со смотровой площадки на входной арке ЦПКиО; компьютерная склейка 6 горизонтальных кадров. 18 мм, f/5,6, 200 ISO.

Панорама ордена Ленина ЦПКиО им. Горького со смотровой площадки на входной арке; компьютерная склейка 11 вертикальных кадров. 22 мм (объектив 14-150 мм), f/6,3, 200 ISO.

 
Статьи по теме:
Подключение и запуск Telnet
Обсуждение подопций Некоторые опции требуют большего количества информации, нежели просто "включить" (enable) или "выключить" (disable). Например, установка типа терминала: для того чтобы клиент мог идентифицировать тип терминала, он должен отправить AS
Что такое Проектор LED или светодиодный проектор?
DLP- и LCD-проекторы отличаются технологией создания изображения. В свет лампы с помощью призмы разбивается на лучи основных цветов: зеленый, синий и красный, а потом попадает на одну из трех маленьких жидкокристаллических матриц. ЖК-матрицы пропускают св
Как установить MiFlash и драйверы для смартфонов Xiaomi Сложные способы решения
Это подготовительная статья для инструкций по обновлению программного обеспечения смартфонов Xiaomi. Мы все прекрасно знаем, что театр начинается с вешалки, а работа с приложением — с инсталляции. Поскольку есть некоторые нюансы при установке приложения M
TrueCrypt шифрование важных файлов
TrueCrypt — это программная система для создания и использования шифруемого-на-лету тома (устройства хранения данных). Шифрование-на-лету означает, что данные автоматически шифруются или дешифруются прямо во время их считывания или записи, не отвлекая пол