Учимся рисовать в программе Inkscape. Учимся рисовать в графическом редакторе Inkscape Радиальный градиент со смещённым фокусом

Интерфейс векторного графического редактора Inkscape состоит из управляющих элементов и функций, призванных сделать работу художника простой и удобной. Интерфейс векторного графического редактора Inkscape состоит главным образом из рабочего окна, в котором можно создавать и управлять чертежам. В окне расположены управляющие и информационные инструменты, работа с которыми описана на этой странице.

Окно интерфейса Inkscape можно разделить на девять основных областей:

  • 1. Главное меню (Главное меню в верхней части окна)
  • 2. Панель инструментов
  • 3. Контекстная панель управления
  • 4. Разметка, линейки, направляющие и сетки
  • 5. Панель элементов управления
  • 6. Окно инструментов
  • 7. Холст
  • 8. Палитра
  • 9. Строка состояния

Описанные выше панели инструментов и управления, доступные в inkscape могут занимать значительное пространство экране монитора. Чтобы уменьшить размер панели инструментов, выберите в главном меню "Файл" -> "Настроить Inkscape...". Затем выберите вариант "интерфейс". Здесь вы можете самостоятельно установить большие или маленькие значки панели команд, панели элементов и т.д.

Главное меню

Как и в большинстве других программ, содержит основные функции работы с программой: работа с файлами, функции редактирования и просмотра, функции редактора работы с текстом, фильтрами, объектами и контурами, дополнения и справочную информацию.

Панель инструментов

Расположена в верхней части рабочей области экрана редактора сразу по главным меню. содержит значки-иконки, которые вызывают определенные команды редактора. Эти команды также доступны в главном меню или по комбинации клавиш. Панель инструментов предназначена для более легкого доступа к наиболее используемым функциям редактора. Из панели инструментов inkscape в один клик можно открыть новый или существующий документ, напечатать его, загрузить изображение, отменить предыдущие команды, масштабировать, откройте диалоговое окно для настройки свойства документа и т.д. Каждый значок при наведении курсора мыши отображает свою функцию с помощью всплывающих подсказок.

Если все значки панели инструментов inkscape не помещаются на экране, то доступ к ним может быть осуществлен через кнопку с двумя стрелочками с правого края панели. Щелкнув по ним, вы увидите в виде меню все остальные команды панели, значки которых не помещаются на панели. Значки могут не помещаться на панели инструментов inkscape из-за размера экрана или разрешения монитора.

Окно инструментов

Состоит из вертикального ряда кнопок, расположенного в левой части окна редактора. На картинке выше эта панель приведена горизонтально для экономии места. - это основной элемент для работы в векторном редакторе Inkscape. содержит основной набор графических инструментов для создания и редактирования фигур. В окне инструментов inkscape присутствуют инструменты для работы с геометрическими фигурами, а также свободной трансформации фигур и линий, инструменты для работы с текстом и цветом (заливка и градиенты).

При работе с инструментами, сразу под горизонтальной панелью вы можете заметить контекстную панель управления inkscape .


В зависимости от того, какой инструмент выбран в окне инструментов inkscape , изменяется вид контекстной панели inkscape . В контекстной панели отображаются настройки и параметры активного инструмента. В зависимости от ситуации изменение этих параметров может сразу повлиять на выбранный объект, а в некоторых случаях изменения параметров вступят в силу только при создании нового объекта или повлияют на существующие и новые объекты.

Холст


Холст или канва inkscape является главной рабочей областью программы. Это основная часть интерфейса, поскольку именно здесь пользователь графического редактора создает и редактирует рисунки. Холст расположен посередине окна программы и похож на изображение чистого листа бумаги, расположенного на белом фоне. По умолчанию в окне редактора сленва и сверху включены линейки, для определения координат в пикселях. Значения по умолчанию - видимость линейки и единицы измерения можно изменять в Свойствах документа.

Не смотря на то, что границы отображаемого на холсте "листа" определяют границы изображения для печати или сохранения, при рисовании размер "листа" вовсе не ограничивают область изображения. Вы даже можете сделать границы "страницы" и показанные на рисунке выше тени этих границ невидимыми. Настроить видимость границ страницы можно в свойствах документа. Некоторые пользователи предпочитают использовать границы страницы, другие используют для рисования все пространство холста.

Разметка, линейки, направляющие и сетки в inkscape

Линейки разметки

Линейка разметки расположена вверху и слева холста inkscape . Деления линейки разметки определяют расстояния в некоторых единицах, по умолчанию в пикселях. Изменить настройку единиц измерения можно в свойствах документа в меню "файл" - "Свойства документа".

Когда указатель мыши находится над холстом, на линейке появляются два черных треугольника, треугольника, которые отображают на линейке координаты курсора относительно в нижнего левого угла страницы. Эти координаты X и Y можно увидеть в строке состояния (в нижнем правом углу окна программы), рядом с параметром масштаба Z.

Обратите внимание на то, что SVG координаты начинаются в нижнем левом углу документа как обычно принято геометрии в декартовой системе координат.

Комбинация клавиш CTRL + R позволяет скрыть или отобразить линейки разметки inkscape . Также это можно сделать в главном меню "Вид" - "Показать или скрыть" - "Линейки".


Направляющие

Как пользоваться сеткой в inkscape

Используйте раскрывающийся список в диалоговом окне свойств документа (пример на рисунке справа), чтобы выбрать тип сетки, которую вы планируете использовать использовать, а затем нажмите кнопку "Создать". Под фразой "Определенные пользователем сетки" (для одного документа могут быть определены несколько сеток) будет создана новая вкладка с параметрами созданной сетки. Затем определите единицы, которые вы хотите использовать, определите точку отсчета по горизонтали и вертикали (X и Y) и расстояние между соседними линиями сетки. При использовании аксонометрической сетки появляется дополнительный параметр, определяющий угол двух линий сетки.


Галочка Включена . Отметьте её, чтобы использовать эту сетку в текущем документе.

Галочка Видима . Этот флажок определяет видимость сетки на холсте. При выключенном флажке сетка невидима. Этот параметр задает значение по умолчанию для каждой сетки таким образом, что даже если видимость в этом параметре включена, то всеравно можно переключать видимость сетки через меню или по горячей клавише #. Т.е., если в главном меню "Вид" - "Сетка" видимость сетки отключена, то сетка не будет отображаться на холсте, даже если установлена галочка "Видима".

Единицы сетки . В качестве единиц измерения для сетки доступны миллиметры, футы и пиксели. Вы можете выбрать ту размерность, которая больше всего соответствует вашим потребностям. Если особых потребностей нет, то используйте вариант по умолчанию - пиксели.

Точки отсчета по X и Y . Эти параметры определяют начальную точку сетки inkscape . Значение по умолчанию "0" (ноль), но иногда бывает удобно изменить её, особенно для определения точки края листа.

Интервал по X и Y . Эти параметры определяют расстояние между двумя линиями сетки. Эти интервалы могут отличаться для горизонтальных и вертикальных линий, таким образом, чтобы сетка может состоять из прямоугольников.

Угол по X и Z . Эти параметры доступны только для аксонометрической сетки. Они определяют углы линий сетки на оси X и Z.

Цвета линий сетки . По умолчанию для сетки используется синий цвет, но этот параметр также можно изменить. Существует два типа линий. Наиболее часто используемым является линия сетки, но когда используется сетка с маленьким шагом, и множеством линий, то отображаются основные линии сетки. Они помогают оценить расстояния. Другие цвета могут быть определены для каждого типа линии. Параметр "Основная линия сетки каждые…" определяет частоту основных линий. Обычно этот параметр равен 5 или 10.

Показывать точки вместо линий Этот параметр доступен только для прямоугольной сетки inkscape . Линии сетки иногда могут мешать при работе с инструментами рисования. Этот параметр позволяет отображать сетку в виде точек.

Панель параметров прилипания

Панель параметров прилипания позволяет легко настроить параметры прилипания объекта inkscape . Функции этой панели удобны для правильного и точного размещения объектов. Панель параметров прилипания расположена вертикально по правому краю рабочей области окна.

Палитра цветов

Это быстрый доступ к цветам, она же позволяет назначить цвета к фигурам inkscape . Она отображается в нижней части окна программы, или может быть открыта в виде отдельного окна. Для этого в главном меню "Вид" надо выбрать "Образцы цветов" или использовать комбинацию клавиш Shift + Ctrl + W

Как пользоваться палитрой цветов в inkscape

Чтобы найти цвет, который вам нравится, просто прокрутите бегунок внизу палитры и выберите цвет. Настроить палитру цветов можно, щелкнув по треугольнику в правом углу палитры и выбрав один из предложенных вариантов.

Чтобы применить цвет к фигурам "цвет заливки", просто нажмите на цвет после выбора одной или нескольких фигур.

Чтобы применить цвет к контуру, нажмите клавишу Shift во время выбора цвета.

Строка состояния - находится в самом низу окна программы Inkscape. Она отображает (слева направо):

  • Цвет заливки и обводки объекта
  • Возможность быстрой работы со слоями и переключения между ними
  • Область сообщений
  • Индикатор координат указателя мыши
  • Управление масштабом

Я с детства неровно дышал к туши и перу. С момента появления планшета подыскивал графический редактор, который бы умел:

  • работать с планшетом, реагировать на силу нажатия пера;
  • работать с вектором, чтобы не приходилось думать о масштабировании;
  • быстро переключаться между чёрным и белым (или чёрным и ластиком);
  • удобно масштабировать изображение для проработки мелких деталей;
  • поддерживать работу со слоями и группами.
Восторгу нет предела! Недавно я обнаружил, что всё вышеперечисленное можно найти в бесплатном лёгком редакторе Inkscape .

Вкратце расскажу свой рецепт настройки редактора для рисования схем , эскизов , и другой чёрно-белой графики.

Рассказ пойдёт о версии 0.48 под Windows, хотя и для других ОС не должна сильно отличаться.
Если лень настраивать и нет каких-то особых настроек, которые жалко сбивать, можно использовать мой файл preferences.xml (надо скопировать в C:\Users\username\AppData\Roaming\inkscape)

Настройка устройства ввода

Чтобы перо реагировало на силу нажатия, и ластик работал, потребуется пара кликов. Возможно, придётся перезапустить Inkscape.

Инструменты

Каллиграфическое перо
По умолчанию перо можно включить, нажав Ctrl+F6 или пиктограмму на панели инструментов.
Нам подойдёт режим «Маркер»: он представляет собой круглую кисть без изысков.

Единственное, что нам надо поменять - это включить на панели параметров инструментов (вверху) опцию «Нажим устройства ввода меняет ширину пера»

Ширину можно оставить 15 - она будет такой при максимальной силе нажатия на перо. Мне нравиться в настройках драйвера планшета делать перо «жёстким», рисовать преимущественно тонкой линией, но в особо экспрессивные моменты делать её толстенной.

Ластик
Включается ластик нажатием Shift+E.

Поставим режим «Вырезать из объектов» и увеличим толщину. Я поставил такую же, как у пера.

Инструмент «Выделять и трансформировать объекты»
Включается нажатием на F1. Для чего он нужен ясно из названия.

Настройка Inkscape

Ещё несколько моментов, упрощающих жизнь. Для вызова окна настройки можно нажать Shift+Ctrl+P или пункт в меню «Файл»:

Ластик стирает всё, что попадает под его линию. Однако, если хотя бы один объект (штрих) выделен, он будет работать только для выделенных объектов. По умолчанию каждый новый штрих каллиграфического пера выделяется, и ластик перестаёт работать для всего остального. Нас это не устраивает, отключаем:

Чтобы ластик и каллиграфическое перо переключались автоматически при рисовании разными концами стилуса, поставим ещё одну галочку. Можно заодно уменьшить минимальный радиус перетаскивания объектов, неприятно, когда они «прилипают».

Чтобы настройки вступили в силу, перезапустим Inkscape. Теперь достаточно одним концом стилуса включить перо, перевернуть стилус и включить ластик и - voila! Inkscape всё запомнил.

Настройка панелей

Богатство - это пустота. Убираем ненужные панели.

Теперь редактор выглядит так:

Процесс рисования

Теперь самое приятное. Рисуем!

Переключаемся между инструментами переворотом стилуса или хоткеями, вот полный список горячих клавиш .

Масштабируем Ctrl+колесо или "+"/"-" на Num-клавиатуре. Приятный сюрприз: при изменении масштаба размер пера визуально не меняется. Это позволяет прорабатывать детали или закрашивать обширные плоскости не меняя размера пера, просто масштабируя изображение. Такой удобной опции в графических редакторах Adobe я не нашёл.

Сдвиг вверх-вниз - колесо, влево-вправо - Shift+колесо. Можно также использовать Ctrl+стрелки.

Со слоями можно работать, нажав Shift+Ctrl+L.

По умолчанию фон документа прозрачный, что заметно при экспорте в png. Можно поставить любой другой в «свойствах документа» (Shift+Ctrl+D).

Очень удобно использовать репозиторий Git для управления версиями рисунка: изменения векторного файла очень компактны.

То, что побороть не удалось

  • После перезагрузки слетают инструменты, назначенные на перо и ластик, приходится ставить их заново. Также иногда приходится повторять настройку устройств ввода.
  • Не смог поменять хоткеи для нужных инструментов на удобные, а ведь клавишами переключать инструменты быстрее, чем переворотом стилуса.

Эпилог

Все вышеописанные открытия помогли мне нарисовать подарочный постер-календарик с праздниками на 2013 год (фрагмент в начале статьи).

Алексей Дмитриев , 14 мая 2011

В этой главе сохраняется нумерация строк в меню Файл, начатая в предыдущих главах.

13. Файл ⇨ Метаданные

Метаданные ≈ это сведения, которые автор может включить в структуру документа. Они видны только при просмотре файла программами, позволяющими эти данные прочесть. К таким программам относятся большинство "больших" графических и векторных редакторов.

На рисунке 1 показано окно .

Рис. 1

В соответствующие графы этого диалога вписываем: название, автора докумета, дату и так далее.

Во вкладке Лицензия можно выбрать нужную лицензию из числа шаблонов, либо указать другую.

14. Файл ⇨ Настроить Inkscape

Инструменты

Рис. 2

Первая настройка ≈ настройка инструментов. И сразу начинаются "непонятки".

Используемая площадка

Под термином площадка имеется ввиду (по-английски bounding box или bb). Это такая пунктирная линия, которая окаймляет весь выделенный объект, показывая его границы (смотрите рисунок 3).

Рис. 3

Слева ≈ Видимая площадка , Справа ≈ Геометрическая

Так вот, эта площадка может быть настроена так, чтобы окаймлять весь объект целиком, со всеми его обводками (видимая площадка ; на рисунке 3 слева). А геометрическая площадка проходит строго по узлам объекта (на рисунке 3 справа).

Почти любой объект можно окаймить направляющими . Для этого нужно пройти в меню Объект ⇨ Объекты в направляющие .

Рис. 4

Данная опция позволяет Сохранять объекты после преобразования их в направляющие , а также Считать группы единым объектом при преобразовании в направляющие.

Мы рассмотрели все опции настройки строки Инструменты , теперь развернем эту строку, кликнув мышью на треугольном указателе перед ней. Строка раскроется в колонку с перечислением отдельных инструментов. Первым из них будет Выделитель (рисунок 5).

Рис. 5

Это первый инструмент в панели инструментов, , отзывающийся также на горячую клавишу F1 . Это самый употребительный инструмент, с его помощью мы выделяем, передвигаем и трансформируем объекты.

Показывать пометку выделения

Что подразумевается под Пометкой выделения ? По умолчанию пометкой выделения служит окаймляющая рамка . Стоит щелкнуть на объекте инструментом Выделитель , как вокруг него возникает пунктирная рамка и двусторонние стрелки, при помощи которых можно трансформировать объект. Но если убрать галочку из чекбокса Показывать пометку выделения , а в секции Пометка выделенных объектов выбрать позицию Нет , то рамка исчезнет, оставив только стрелки (рисунок 6).

Рис. 6

Слева выделенный круг, помеченный рамкой; справа ≈ без пометки выделения.

Примечание: Абсолютно тот же эффект получится и при включенном чекбоксе Показывать пометку выделения ; то есть налицо некоторая избыточность настроек. Вполне хватило бы и одной секции Пометка выделенных объектов .

Но, кроме привычной рамки, пометкой выделения может служить Метка ≈ небольшой остроугольный ромбик, возникающий под острием левой верхней стрелки преобразования , и меняющий свой цвет в зависимости от фона, на который падает.

На рисуке 7 показаны два круга на зеленом фоне с метками выделения.

Рис. 7

Метки указаны стрелками. Наличие двух меток выделения говорит о том, что оба объекта выделены.

При трансформации показывать:

Когда мы, при помощи стрелок, изменяем форму объекта, или просто пемещаем его по холсту, то стрелки временно исчезают. Следить за изменениями можно по самому объекту.

Рис. 8

На рисунке 8 показаны этапы вращения объекта.

Но, если выбрать Рамку , то сам объект будет неподвижен, а вращаться будет синяя рамка, как видно на рисунке 9.

Рис. 9

Еще на рисунке 9 виден указатель мыши, которым вращают рамку. Как только левая кнопка мыши будет отпущена, объект возникнет внутри рамки, заняв свое новое положение.

Опции настройки Выделителя исчерпаны, переходим к Узлам .

Инструмент , отзывается на горячую клавишу F2 и позволяет нам редактировать узлы контура и рычаги этих узлов.

Рис. 10

Показывать пометку выделения

Если эта опция включена, а она включена по умолчанию, то при щелчке инструментом на объекте, в нем становятся видны узлы и пометка выделения , по умолчанию ≈ окаймляющая пунктирная рамка (рисунок 11, красный треугольник).

Рис. 11

Если отключить эту опцию, и нарисовать желтый треугольник, то при клике на нем инструментом , появятся только сами узлы, а рамки видно не будет (рисунок 11, желтый треугольник).

Включить правку градиентов

Инструмент , помимо основного назначения ≈ выделять узлы ≈ служит еще и для правки градиентов . При щелчке этим инструментом на объекте, залитым градиентным цветом, появляется рычаг управления градиентом .

Рис. 12

Этим рычагом можно управлять при помощи инструмента .

Если же убрать птичку из чекбокса Включить правку градиента , то никакого рычага градиента при клике инструментом мы не увидим. Тогда придется для правки градиента воспользоваться инструментом Градиентная заливка

Абрис контура

≈ это тонкая линия, соединяющая середины узлов контура. С ним удобно видеть истинные размеры контура.

Всегда показывать абрис

По умолчанию эта опция отключена.

Рис. 13

На рисунке 13 слева показан контур при отключенной опции Всегда показывать абрис . Справа ≈ тот же контур при подключенной опции Всегда показывать абрис .

Обновлять абрис при перемещении узлов

Если эта опция подключена, то абрис будет изменяться вслед за изменением положения узлов, что не даст нам никакой информации. Вот если отключить эту опцию, то, сместив узел, можно по положению абриса, оставшегося на старом месте, судить о величине смещения (рисунок 14).

Рис. 14

На рисунке 14 видно, как мы смещаем узел, а прежний абрис остается на месте.

Обновлять контуры при перемещении узлов

По умолчанию (когда данная опция подключена) двигая узел, мы немедленно видим изменение контура. Если же отключить эту опцию, то, переместив узел, мы увидим абрис нового контура, в то время как прежний контур остался на месте. (При условии, что опция Обновлять абрис включена).

Рис. 15

Показывать направление контура на абрисе

Эта опция по умолчанию отключена. Но если ее подключить, то на абрисе (при условии что подключено Всегда показывать абрис ) появятся стрелочки, показывающие в каком направлении был нарисован контур. Например, на рисунке 16:

Рис. 16

На левом контуре цифрами показан порядок создания узлов контура, а справа, при помощи инструмента , подсвечен абрис с указательными стрелками.

На время показывать абрис

По умолчанию опция включена. При наведении инструмента на невыделенный объект, абрис появляется на некоторое время (задаваемое в миллисекундах в окошке Длительность мерцания ).

Рис. 17

В отличие от красного постоянного абриса, этот временный абрис имеет по умолчанию бирюзовый цвет (впрочем, цвет можно изменить, если кликнуть на бирюзовом прямоугольнике в начале секции Абрис контура ).

На время показывать абрис выделенных контуров

По умолчанию выключено, но если подключить, то можно видеть и абрис и узлы (рисунок 18).

Рис. 18

Параметры редактирования:

Показывать рычаги единичных узлов

Опция по умолчанию отключена. Если ее подключить, то можно, кликнув на отдельном узле, получить сверхточный механизм управления рычагом узла (рисунок 19).

Рис. 19

По умолчанию эта опция подключена, и программа старается максимально возможно сохранить форму контура при удалении узлов. На рисунке 20 вверху показан исходный объект 1 с узлом А, который будет удален.

Рис. 20

Объект 2 лишился узла А, но опция Сохранять форму объекта при удалении узлов была включена, поэтому силуэт объекта изменился не сильно.

У объекта 3 также удалили узел А, а поскольку опция Сохранять форму объекта при удалении узлов была выключена, то его очертания претерпели сильные изменения.

Инструмент позволяет вносить множество разнообразных изменений в контурные объекты: раскрашивать, двигать, изменять форму, вращать, и еще много чего. Описание работы этого инструмента не может быть дано в данной главе ≈ оно займет отдельную главу, когда мы доберемся до разбора инструментов.

Рис. 21

Сейчас рассмотрим только предлагаемые опции настройки инструмента .

Раскрашивать объекты

Можно либо , либо . Чтобы задать этот самый собственный стиль, нужно изобразить контурный (состоящий из узлов) объект и раскрасить его в желательные цвета (рисунок 22, верхний прямоугольник).

Рис. 22

Чтобы убедиться, что корректор работает, нарисуем ниже прямоугольника бирюзовый треугольник с красной обводкой (рисунок 22 в центре).

Выделим треугольник, переключимся на (SHIFT+F2 ), и проведем инструментом по объекту. Объект будет перекрашен в цвета корректора (рисунок 22, внизу).

Показывать пометку выделения

Удобно подключить эту опцию, чтобы всегда видеть, выделен ли объект, который вы собрались корректировать (напомню, что работает только с выделенными объектами).

Включить правку градиентов

При подключении этой опции будет виден рычаг правки градиента .

Распылитель

Это инструмент, способный разбрасывать объекты по холсту. Отзывается на SHIFT+F3 . Работа с распылителем займет отдельную главу, а для тех, кто уже умеет им пользоваться, напоминаем, что он имеет две опции.

Показывать пометку выделения (включена по умолчанию).

Включить правку градиентов.

По умолчанию выключена. Если подключить, то будет виден рычаг правки градиентов .

Лупа

Нехитрый инструмент имеет две опции: Показывать пометку выделения и Включить правку градиентов .

Фигуры

Раздел Фигуры имеет две опции, относящиеся ко всем фигурам: это Показывать пометку выделения и Включить правку градиентов

Теперь развернем эту строку Фигуры , кликнув мышью на треугольном указателе перед ней. И первой фигурой будет...

Это инструмент, позволяющий рисовать прямоугольники и квадраты. Откликается на горячую клавишу F4 .

Рис. 23

В настройках видим уже знакомый выбор между и .

При преобразовании в направляющие вместо площадки (BB) используются края

Мы помним, что некоторые объекты могут быть преобразованы в направляющие (смотрите раздел Преобразование в направляющие ). Так вот, эта опция определяет, преобразовывать ли объект в направляющие по окаймляющей площадке (рисунок 24), или по его краям (рисунок 25).

Рис. 24 Рис. 25

Паралеллепипед

Описание приемов работы с инструментом Паралеллепипед не входят в задачи данной главы. Для этого будет отдельная тема.

Настройки же инструмента Паралеллепипед полностью совпадают с таковыми для .

Эллипс

Последним использованным стилем и Собственным стилем инструмента .

Звезда

Имеет всего одну настройку ≈ выбор между Последним использованным стилем и Собственным стилем инструмента .

Спираль

Имеет всего одну настройку ≈ выбор между Последним использованным стилем и Собственным стилем инструмента .

Этот инструмент предназначен для рисования произвольных контуров и откликается на горячую клавишу F6 .

Рис. 26

Показывать пометку выделения По умолчанию включено.

Создавать новые объекты с:

Либо с последним использованным стилем , либо с собственным стилем инструмента . Задать этот стиль можно, создав объект с нужными параметрами, выделив его, а затем нажав кнопку Взять от выделения . По умолчанию собственный стиль таков: Заливка: Снята; Обводка: Снята.(?). Пусть это вас не смущает ≈ карандаш рисует черной обводкой толщиной в 1 пиксель.

Размер точки по CTRL+щелчок

Если, удерживая клавишу CTRL, кликнуть на холсте инструментом , то появится точка (рисунок 27, внизу).

Рис. 27

Диаметр этой точки будет в 3 раза (по умолчанию) больше размера обводки карандашного контура (рисунок 27, вверху).

≈ самый употребительный инструмент для создания кривых Безье и прямых линий. Откликается на SHIFT+F6 .

Рис. 28

Показывать пометку выделения

Как и многие другие инструменты, может показывать пометку выделения при включении данной опциии.

Создавать навые объекты с:

последним использованным стилем , либо с собственным стилем инструмента . Характерно, что собственный стиль по умолчанию без заливки и без обводки, однако рисует черную линию толщиной в 1 пиксель.

Если нужно изменить собственный стиль пера, то нужно нарисовать контур, изменить стиль и цвет его обводки (про заливку, понятно, тут говорить не приходится), выделить его, а потом нажать кнопку Взять от выделения .

При клике инструментом с нажатой клавишей CTRL, создается точка, диаметр которой в 3 раза больше ширины обводки. В окошке последней строки можно выставить любую кратность вместо трех.

Рисует линии наподобии плакатного пера.

Рис. 29

Показывать пометку выделения

По умолчанию отключено.

Создавать новые объекты с:

Можно создавать контуры либо с последним использованным стилем , либо с собственным стилем инструмента .

Ширина в абсолютных единицах измерения

Можно задать ширину плакатного пера хоть в пикселях, хоть в миллиметрах.

Выделять новый контур

По умолчанию выключено, так как всякие пометки контуров будут отвлекать от свободного рисования, для которого этот инструмент и предназначен.

Рис. 30

Снова не буду описывать приемы работы с этим инструментом ≈ для этого будет свое место. Что касается настроек, то они уже знакомы нам по предыдущим инструментам.

Рис. 31

Здесь не место объяснять как можно создавать новые объекты при помощи ластика. А настройка одна, и уже многократно описанная.

Рис. 32

Показывать пометку выделения

По умолчанию включено.

Включить правку градиентов

Это значит, что будет виден рычаг правки градиента , по умолчанию подключено.

Показывать образцы шрифтов в раскрывающемся списке

Этот раскрывающийся список стоит первым на Панели настройки текущего инструмента при выборе инструмента . Опция, подключенная по умолчанию, показывает в этом списке образцы написания шрифтов.

Ну, и обычный выбор между Собственным стилем инструмента и Последним использованным стилем .

Градиентная заливка

Всего одна настройка ≈ Показывать пометку выделения . Не стоит и скриншота.

Соединительные линии

Тоже не стоит скриншота, всего две настройки: Показывать пометку выделения и Не соединяться линиями с текстовыми объектами . Обе опции подключены по умолчанию.

Пипетка

Тоже всего две настройки: Показывать пометку выделения и Включить правку градиентов . Обе подключены по умолчанию.

Горячие клавиши CTRL+a, TAB, SHIFT+TAB выделяют объекты

Настройки, как показано на рисунке 33, позволяют менять условия работы этих горячих клавиш.

Рис. 33

Эти настройки очевидны и не нуждаются в пояснениях.

Трансформации

Объекты можно трансформировать различными способами.

Рис. 34

Не вдаваясь в обсуждение методов трансформации, отметим, что настройки, подключенные по умолчанию, обеспечивают сохранение формы, заливки и обводки объектов. Отключать те или иные опции следует только для достижения определенных целей.

В разделе Сохранение трансформации речь идет о способе фиксации сделанных изменений в SVG файле (который представляет собой текстовой файл на языке XML). Если выбрана опция Без оптимизации , то в тексте файла трансформация всегда будет сохраняться в виде аттрибута "transform=". Если же оставлена умолчальная опция С оптимизацией , то аттрибут "transform=" по возможности не будет создаваться.

Клон ≈ это копия объекта, связанная с оригиналом таким образом, что все изменения оригинала будут изменять и его клоны. Если клон копируется или дублируется, то эта копия становится потомком клона и сохраняет связь с оригиналом.

Рис. 35

Настройки Клонов , показанные на рисунке 35, говорят сами за себя; никаких объяснений здесь не требуется.

Обтравочный контур накладывается поверх объекта и после действия Объект ⇨ Обтравочный контур ⇨ Наложить , видимой остается только та часть объекта, что попала внутрь обтравочного контура. Маски работают сходным образом. Подробно об этом будет сказано в соответствующей главе.

Рис. 36

Настройки, показанные на рисунке 36, не нуждаются в пояснениях.

Фильтры

Обширная область, требующая отдельного разбора. Фильтров имеется множество, и у каждого свои особенности.

Настройки же фильтров сводятся к выбору желаемого соотношения Скорость / Качество.

В данном разделе речь идет об незначительной обработке растровых изображений, которую Inkscape способен производить самостоятельно, при помощи растровых Расширений , не прибегая к специальным растровым редакторам (типа Gimp).

Рис. 37

Настройки все понятные, я не вижу необходимости что-либо дополнительно разъяснять.

Управление цветом

Темна вода во облацех... Не нашел ничего по поводу данных настроек. Советую и вам их не трогать, если не знаете, что тут к чему. Если знаете ≈ сообщите мне для включения в этот путеводитель.

Настройки сеток по умолчанию представлены на рисунке 38.

Рис. 38

Выделение основной линии сетки

Смысл этой настройки в том, что если подключить опцию Не подчеркивать линии сетки на большом удалении , то при малом увеличении (когда обычные линии сетки уже пропадают) цвет основных линий меняется на цвет обычных. Если же оставить эту опцию неподключенной цвет основных линий меняться не будет ни при каком увеличении.

Параметры сетки по умолчанию

Позволяют задать удобный для вас вид сетки, чтобы не настраивать ее каждый раз. Я, например, в этой настройке изменил цвет обычных линий на красный.

Экспорт в SVG

Эти настройки касаются структуры SVG файла и будут полезны только тем, кто разбирается в языке XML и знает эти структуры. Всем остальным лучше оставить данные настройки по умолчанию.

Рис. 39

Как видите, настройки простые и однозначные.

Некоторая тонкость содержится только в подключении автосохранения . Дело в том, что после сохранения документа уже нельзя отменить последние действия. Так что автосохранение может произойти в самый неподходящий момент, когда вам нужно отменить неудачное действие. По мне, лучше не забывать вручную сохранять документ, закончив некий этап работы.

Импорт / Экспорт

Рис. 40

Разрешение указано в точках на дюйм (dpi) (а не от вышестоящей организации).

Адрес Open Clip Library указан правильно. Если вы зарегистрированы на этом сервисе, то можете ввести свой логин и пароль.

В этом разделе настраивается точность действия указателя мыши.

Рис. 41

Радиус захвата

Мы можем перетаскивать объекты мышью еще до того, как выделили их. Подведя указатель мыши (при выбранном инструменте Выделитель ) на некоторое критическое расстояние к объекту, указатель меняет цвет на белый и около него появляется пиктограмма руки. Если при этом нажать левую кнопку мыши, то можно захватить объект ("рука" сожмется) и перетаскивать его. Выделение же произойдет после отпускания левой кнопки.

Настройка Радиус захвата определяет это критическое расстояние, причем единицами служат пиксели экрана (как величина абсолютная), а не пиксели документа (как зависящие от увеличения).

Совершая щелчок кнопкой мыши на объекте, мы не можем удерживать мышь абсолютно неподвижной. Рука всегда немного подвинет мышь в ту или иную сторону.

Данная настройка определяет "люфт" (или "зазор"), на который указатель мыши может быть сдвинут без того, чтобы объект начал перемещаться. Другими словами, в пределах люфта будет считаться, что произошел просто щелчок, а не перетаскивание мышью.

Как и в предыдущей настройке, единицами служат пиксели экрана , а не документа.

Использовать графический планшет

Менять инструмент в зависимости от активного устройства графического планшета

Эта настройка нужна только тем, кто работает с планшетом. У меня его никогда не было, так что ничего не могу сказать по этому поводу.

Рис. 42

Колесико мыши прокручивает на:

Настройка позволяет регулировать точность прокрутки колесиком мыши.

CTRL +стрелки

Если удерживать клавишу CTRL и работать стрелками, то перемещаться будет не объект по документу, а документ в окне Inkscape. Это та же прокрутка. Данная настройка позволяет регулировать ее точность.

Если при этом не отпускать клавиши несколько времени, то прокрутка будет ускоряться. Это и есть Ускорение .

Автопрокрутка

Регулируется скорость автопрокрутки и Порог ≈ то расстояние (в пикселях экрана), на котором должен быть указатель мыши, чтобы включилась автопрокрутка. Отрицательные значения ≈ внутри окна, положительные ≈ вне окна.

Перемещение по окну с нажатым пробелом и левой клавишей мыши

По мысли разработчиков, если эта опция не подключена, то нажатие клавиши Пробел переключает текущий инструмент на Выделитель . Однако эта функция нормально не работала ни в 0.46, ни в 0.47, ни в 0.48, ни в Ubuntu, ни в Debian Lenny (c KDE3), ни в Fedora. Если же подключить эту опцию, то, по замыслу, можно передвигать холст перетаскиванием левой кнопкой мыши с нажатым Пробелом . Тоже не работает.

Чаще всего вместо этого начинается , как показано на рисунке 43.

Рис. 43

По умолчанию колесо мыши масштабирует вид

Это опция по умолчанию отключена, и колесо мыши просто прокручивает холст вниз-вверх, а с нажатой клавишей SHIFT ≈ вправо-влево. Если подключить данную опцию, то колесо станет увеличивать/уменьшать.

Рис. 44

Включить индикатор прилипания

Индикатор прилипания это небольшой крестик с пояснительной надписью, что к чему прилипает. Появляется в месте рисунка, где создались условия для прилипания. По умолчанию подключен. Регулируется задержка появления индикатора прилипания.

Рис. 45

На рисунке 45 мы взяли выделителем черный контур вблизи одного из узлов. Если опция Прилипает только ближайший к указателю узел включена, то мы можем видеть ближайший к указателю мыши узел. Только этот узел и будет прилипать (в данном случае к сетке).

Коэффициент взвешивания определяет к чему прилипать, если найдено несколько вариантов прилипания. Если выставлена единица, то прилипает ближайший к указателю узел; если 0, то предпочтение отдается ближайшему объекту прилипания.

Указатель мыши прилипает при перетаскивании узла с ограничением

Понять, о чем идет речь, невозможно. Не помогает и всплывающее пояснение: "При перемещении узла вдоль ограничительной линии прилипает указатель мыши, а не проекция узла на ограничительную линию".

Тут сошлись и неправильный перевод, и игра слов, и недостаточно точное определение в английском первоисточнике. Чтобы разобраться ушло два дня.

На самом деле данная настройка должна выглядеть как:

При перетаскивании кельтского узла с нажатой клавишей CTRL вдоль линии прилипания , кельтский узел не меняет своего положения относительно линии прилипания вне зависимости от перемещений указателя мыши (в определенных настройками прилипания пределах).

Показан на рисунке 46:

Рис. 46

А получить его можно, выделив самопересекающийся контур, и проследовав: Контур ⇨ Редактор контурных эффектов ⇨ Применить новый эффект ⇨ Кельтский узел .

Если рассматриваемая опция НЕ подключена, то, при перетаскивании контура вдоль напраляющей (включено прилипание к направляющим), прилипать будет то один, то другой край разрыва контура.

Если подключить рассматриваемую опцию (не хочу приводить ее непонятного названия), то при перетаскивании вдоль направляющей с нажатой клавишей CTRL , контур будет перемещаться ровно, не меняя своего положения, и не реагируя на движения указателя мыши (в определенных пределах). Хотя зрительно никакакого прилипания указателя к направляющей не будет, перетаскивание происходит, как будто указатель мыши прилип к направляющей и едет по ней как по рельсе.

По умолчанию опция отключена.

Рис. 47

Стрелки двигают на:

Настраивается точность преремещения выделенного объекта стрелкам клавиатуры .

Шаг масштабирования по > и <

Можно увеличивать или уменьшать масштаб выделенного объекта при помощи клавиш > и < (при нажатом Shift . Эта настройка регулирует точность такого масштабирования.

Втяжка или растяжка на:

Втяжка и растяжка (а точнее, вытяжка) ≈ это разновидности преобразования контура. Они находятся в меню Контур . Данная настройка регулирует их точность.

Компасообразное отображение углов

По умолчанию углы отсчитываются по математическому способу (рисунок 48, слева).

Рис. 48

Если же подключить данную опцию, то углы будут отсчитываться как на лимбе компаса (рисунок 48, справа).

Ограничение вращения

Если вращать объект при помощи стрелок инструмента Выделитель , то, при нажатой клавише CTRL , поворот будет осуществляться шагами по 15 градусов . При помощи данной настройки можно изменить величину шага вращения.

Шаг масштаба

Регулирует шаг масштабирования клавишами +/- и щелчками колесика мыши .

Рис. 49

Язык

Настройка позволяет выбирать язык интерфейса программы.

Значки

Несколько настроек размеров значков на различных панелях.

Попытаться исправить ползунок альфа-канала

При использовании некоторых тем GTK+ некорректно работает ползунок настройки непрозрачности (альфа-канала), например в окне Заливка и Обводка . Ползунок может "застревать" на цифре 244. Подключение данной опции попытается исправить ошибку.

Недавних документов в меню

Настройка регулирует величину истории программы.

Масштаб видимой страницы

Рис. 50

Запоминание геометрии окна (размера и положения)

В этой секции вопросов не должно возникнуть.

Поведение диалогов

Имеются ввиду диалоговые окна, такие как Заливка и Обводка, Масштабирование и многие другие. Неудобно, когда они занимают площадь окна программы.

Способ размещения диалогов поверх окна

По-моему все ясно.

Прозрачность диалога

Похоже, не работает. Я, во всяком случае, не заметил никакой прозрачности диалоговых окон вне зависимости от того, в фокусе они или нет.

Прочие параметры

Понятны и без комментариев.

Рис. 51

Добавлять метки в виде комментариев при выводе на печать

Если подключить эту опцию, то при выводе на печать к каждому объекту будут добавляться комментарии.

Не разделять определения градиентов между объектами

Если выключить эту опцию, то изменения градиентов одного объекта может сказаться на градиентах другого.

Порог упрощения

Имеется ввиду упрощение контуров путем удаления некоторых узлов (Контур ⇨ Упростить ). Порог упрощения можно регулировать.

Отклонение задержки

Имеется в виду отставание хронометража событий в некоторых системах от реального времени.

Предварительно отрисовывать именованные значки

Какие-то заморочки с GTK+. Что такое именованные значки? Кто знает? Внесите лепту в путеводитель.

Информация о системе

Небольшая шпаргалка по местоположению файлов Inkscape в системе Linux.

На этом настройки Inkscape закончились.

Огромная получилась глава. Берегите ее и сразу сохраняйте. Такое подробное описание всех настроек Inkscape сделано впервые. Аналогов нет ни по-русски, ни на каком другом языке.

Темой сегодняшнего занятия станет создание изображения государственного флага Швеции.

По ходу дела мы мы узнаем:

  • Как рассчитать размеры страницы и интервалы сетки
  • Как создать документ нужного размера
  • Как создать сетку с нужными интервалами между линиями
  • Что такое прилипание и как им пользоваться
  • Как работать с инструментом для рисования прямоугольников
  • Как объединять контуры
  • Как изменять цвета заливки и обводки объекта
  • Как сохранять готовый документ и как экспортировать его в растровое изображение

Мы уже знаем, что векторная графика ≈ это математическое описание изображения. Математика ≈ наука точная, поэтому прежде чем браться за дело, нужно точно знать размеры будущего документа и его отдельных частей.

Из Википедии узнаём, что флаг Швеции имеет сотношение сторон 32 к 20, причем вертикальная полоса креста начинается с 5/16 слева и имеет ширину 2/16, а горизонтальная полоса расположена по середине и равна по ширине вертикальной.

Значит нам нужно выбрать размер документа или 32х20, или 320х200 пикселей. Для векторной графики это не имеет принципиального значения, но в целях наглядности выберем размер страницы побольше.

Запускаем Inkscape и видим открывшийся по умолчанию документ размера А4. Идем в меню Файл -> Создать и в выпавшем внушительном списке форматов документов не находим нужного. Значит нужно изменить свойства документа.

Меню Файл -> Свойства документа (рисунок 1).

Рис. 1

Красным обведена секция Другой размер , в которую мы и вписываем нужные нам значения. (Кнопку В выделение не трогаем, она служит для изменения размера документа в соответствии с выделенным объектом).

Нажав ENTER или переведя указатель мыши в основное окно, мы видим внизу холста небольшой прямоугольник. Это и есть документ с нужными размерами. Чтобы увеличить его и поставить в центре холста, нажимаем клавишу 5 или значок на панели команд.

Пока открыто окно Свойства документа , полезно сразу настроить удобную сетку. Что есть сетка? Будучи подключена в меню Вид -> Сетка , она превращает холст в страницу школьной тетради в клеточку. Только размер этих клеточек мы можем изменять.

Перейдем на вкладку Сетки (рисунок 2).

Рис. 2

Пока эта вкладка пуста, но стоит нам создать новую сетку, как появятся настройки сетки по умолчанию (рисунок 3).

Рис. 3

Как видно в выделенном красном прямоугольнике, по умолчанию интервалы между линиями сетки составляют 1 пиксель. Нам это не подходит, слишком мелко. Мы вписываем по 20 пикселей как по X, так и по Y (овальная врезка). Почему по 20? На 20 делится как 320 так и 200. По ширине получаются как раз шестнадцатые доли, нужные нам для построения креста. По высоте легко найти середину документа, особенно когда основные линии сетки идут через каждые 5 обычных. Не сетка, а само удобство!

Рис. 4

Нам будет удобнее рисовать прямоугольники, если линии будут идти точно по клеточкам сетки ≈ "прилипать" к ней. Поэтому настроим сразу и прилипание на соответствующей вкладке (рисунок 5).

Рис. 5

Обратите внимание, чтобы было подключено глобальное прилипание (красный овал). А в секции Прилипание к сеткам нужно убрать галочку из квадратика, выделенного зеленой рамкой. Это будет означать, что узлы изображения будут прилипать к линиям сетки на каком бы расстоянии от них не находились.

Это удобно в нашем случае, когда рисунок состоит из одних прямоугольников. Но такая настройка может создать большие затруднения при рисовании кривых и эллипсов!

Для версий Inkscape 0.47 и 0.48 нужно сначала в Свойствах документа , во вкладке Прилипание подключить Прилипание к сеткам , отключить Прилипать только если ближе чем: что даст прилипание на любом расстоянии от линии сетки. Затем на Панели прилипания нужно подключить следующие миниатюры: Прилипание глобально , Прилипание узлов , убедиться, что подключены две кнопки прилипания к сетке и и удостовериться, что НЕ подключено Прилипание к углам площадки .

По окончании всех настроек окно Свойства документа нужно закрыть.

Пора приступить к рисованию. Первым делом нарисуем фон флага.

Берем инструмент , служащий для рисования прямоугольников (F4 ). На холсте его указатель представляет собой небольшой прямоугольник с крестиком над левым верхним углом. Крестик является собственно указателем. Наводим указатель на левый верхний угол документа, нажимаем и, удерживая левую кнопку мыши, ведем указатель в правый нижний угол страницы.

Благодаря прилипанию, стороны (а точнее узлы) прямоугольника точно совпадают с границами документа (а вернее, с линиями сетки. Не будь прилипания, нам пришлось бы вручную добиваться совпадения границ.

Цвет прямоугольника может оказаться любым, у меня получился красный с черной обводкой. Сейчас безразлично, какого цвета заливка прямоугольника, цвет все равно будем менять, а вот наличие обводки обязательно, иначе вы не увидите дальнейших действий. Поэтому, если у вашего прямоугольника нет обводки, то, не меняя инструмента, нажмите клавишу SHIFT и щелкните на черном квадратике на Палитре . Обводка появится.

Рис. 6

Обратите внимание на маленькие квадратики в левом верхнем и правом нижнем углах прямоугольника. Они служат для изменения его размера. Тем же инструментом F4 можно взять за квадратик и, потянув, изменить размер прямоугольника.

А вот кружок в правом верхнем углу предназначен для скругления углов прямоугольника. Как это делать, можно узнать, прочитав великолепный интерактивный Учебник Inkscape на русском языке, который находится в меню Справка -> Учебник . Очень рекомендую.

Можно было бы заняться сейчас изменением цвета заливки фона в нужный нам голубой, но это будет стратегически неправильно.

Пока у нас в руках инструмент рисования прямоугольников, стоит сразу нарисовать крест. Наводим указатель на пятую линию сетки по верхней стороне документа (как раз будет основная линия), ведем его вниз к пересечению седьмой линии сетки с нижней стороной документа (рисунок 7).

Рис. 7

Теперь понятно, почему мы не увидели бы результатов, не будь обводки!

Не откладывая дела в долгий ящик, рисуем горизонтальную полосу креста.

Рис. 8

На этом можно было бы остановиться. Когда мы изменим цвет фона на синий, креста на желтый, а обводку удалим, то флаг будет готов. Но поскольку мы учимся, то будем доводить каждое дело до конца. Пока что у нас не крест, а пересечение двух прямоугольников. Чтобы превратить его в настоящий крест, нужно объединить контуры этих прямоугольников.

Берем инструмент Выделения (F1 ) и, при нажатой клавише SHIFT щелкаем на обоих прямоугольниках креста по очереди. Оба они становятся выделенными, что видно в пунктирной обводке на рисунке 9.

Рис. 9

Теперь нужно пройти в меню Контуры -> Сумма и сложить два контура.

Рис. 10

Вот теперь у нас настоящий крест!

Осталось раскрасить документ в национальные цвета Швеции. Та же Википедия сообщает, что синий цвет шведского флага имеет оттенок Red: 0, Green: 90, Blue: 173 по системе RGB. Чтобы точно воспроизвести этот оттенок, нам понадобится окно Заливка и обводка . Прежде всего, нужно выделить нужный прямоугольник (фона) при помощи инструмента F1 , который у нас уже выбран. Для верности глянем в Секцию уведомлений на нижней панели окна программы. Там будет описан выделенный объект: Прямоугольник в слое Layer1 .

Открыть окно Заливка и обводка можно несколькими способами: Из меню Объект -> Заливка и обводка ; щелкнуть на объекте правой кнопкой мыши и открыть строку Заливка и обводка ; нажать на миниатюру на Панели Команд (правда ее не всегда видно из-за размеров окна); горячими клавишами Shift+Ctrl+F (не везде срабатывает). Так или иначе, открываем это окно (рисунок 11).

Рис. 11

Во вкладке Заливка уже нажата кнопка Плоский цвет, нам нужно установить известные нам значения RGB. Их можно просто вписать в соответствующие окошки, или выставить их стрелочками, можно двигать ползунки на шкалах, можно даже вписать шестнадцатеричный номер цвета в окошко RGBA . Шкала А означает прозрачность заливки, полная непрозрачность равна 255, полная прозрачность ≈ нулю.

Фон на глазах меняет цвета и принимает нужный оттенок.

Переходим на вкладку Обводка и нажимаем крестик Х , что означает Обводки нет . Она нам больше не нужна.

Рис. 12

Теперь нужно выделить крест (при этом в Секции уведомлений появится: Контур 12 узлов... В окне Заливка и обводка уже будут новые параметры выделенного объекта. Нам нужно установить желтый цвет R: 255, G: 194, B: 0 при полной непрозрачности. Обводку убрать.

Сетку снять (Вид -> Сетка ).

Флаг готов. Его рисунок вы видели в начале главы.

Осталось сохранить его. Но прежде пройдем в меню Файл -> Очистить defs . Что это значит? По ходу работы мы использовали временные цвета, не вошедшие в окончательный вариант обводки и так далее. Все они записаны где-то в XML тексте нашего файла, увеличивая его "вес". Конечно в сегодняшнем случае это немного, какие-то байты, но привычку избавляться от балласта нужно вырабатывать с самого начала. Ведь главным козырем векторной графики является малый размер файлов SVG.

Теперь, в том же меню Файл , жмем Сохранить , откроется диалоговое окно, где вы укажете имя файла, скажем, swedish_flag.svg и директорию, куда сохранить его.

А чтобы можно было использовать рисунок в других графических программах или помещать в Сети, его следует экспортировать в растровый формат. Для этого идем Файл -> Экспортировать в растр . Откроется диалог, как на рисунке 13.

Рис. 13

В поле Экспортируемая область вкладки Страница и Рисунок в данном случае совпадают. Поэтому вписываем имя файла и жмем Экспорт . (Потом ищем файл всюду, а находим в домашней директории). Немного сбивает с толку, что диалоговое окно экспорта не закрывается автоматически после завершения процедуры.

Сегодняшний урок подошел к концу, в следующей главе мы займемся более сложным делом.

Программа позволяет работать с контурами, фигурами, текстом, градиентами и импортированной графикой.

Поддерживаемые форматы документов:

# aptitude install inkscape

    Изменение масштаба . Проще всего изменять масштаб клавишами - и +. Также можно использовать щелчок средней клавишей мыши (Shift + щелчок уменьшает масштаб), или вращение колеса мыши с нажатой клавишей Ctrl. Еще можно ввести нужный масштаб в поле ввода в правом нижнем углу окна и нажать Enter. И наконец, на панели слева есть инструмент Изменение масштаба, при помощи которого можно изменять масштаб, обводя мышью нужную область.

    Свойства документа (Shift+Ctrl+D). Можно изменить размеры холста, например, под содержимое. Установить сетку.

    Инструмент редактирования узлов . Вызовите нажав F2 . Вы увидите несколько серых квадратов на контуре - узлов. Эти узлы могут быть выбраны разными способами: щелчком мыши, Shift+щелчок или тянущимся выделением - точно так же, как объекты выделяются обычным инструментом выделения. Вы также можете щёлкнуть сегмент контура для автоматического выбора соседних узлов. Выбранные узлы становятся выделенными и показывают свои рычаги - один или два кружка, соединённых с выбранным узлом отрезком прямой линии. Контуры редактируются перетаскиванием своих узлов и рычагов управления. Вы можете вставлять узлы в любую часть контура двойным щелчком мышью или комбинацией клавиш Ctrl+Alt+Щелчок в нужной точке контура. Вы можете стирать узлы нажатием Del или Ctrl+Alt+Click. При удалении узлов программа попытается сохранить фигуру контура. Если вы этого не хотите, используйте комбинацию Ctrl+Del. Кроме того, вы можете продублировать выбранные узлы (Shift+D). Контур можно разорвать на месте выбранного узла (Shift+B), а разбив, соединить обратно, выбрав концы контура и нажав Shift+J. Каждый узел может быть острым (Shift+C) - это значит, что оба рычага узла могут двигаться под любым углом независимо друг от друга; сглаженным (Shift+S) - это значит, что рычаги узла всегда находятся на прямой линии и взаимно зависимы при повороте; симметричным (Shift+Y) - почти то же самое, что и сглаженные рычаги, но эти рычаги ещё и одинаковой длины. При смене типа узла вы можете сохранить позицию одного из двух рычагов, держа над ним курсор мыши, так что только один рычаг поворачивается/масштабируется до совпадения.

    Редактор XML (Shift+Ctrl+X). Вы можете редактировать свои рисунки и смотреть на изменения в дереве Введение в XML или же наоборот вы можете редактировать любой текст, элемент или атрибут узла в XML- редакторе и видеть результат действий на холсте.

    Файл> Импортировать (File > Import) (Crtl+I). Inkscape позволяет внедрить импортируемый файл в наш разрабатываемый svg- файл (действие по умолчанию). Или можно связать файл с нашим, в этом случае Inkscape не будет хранить копию файла внутри файла SVG, а сохранит только ссылку на импортируемый файл.

    «Контур» > «Оконтурить» (Path > Object to Path) - можно преобразовать любую фигуру к контуру, но обратное превращение невозможно.

Инструменты

Выделение объектов

Выберите инструмент "выделение". Теперь щелкните по любому объекту на холсте. Вокруг объекта вы увидите восемь инверсных стрелок. Теперь вы можете:

    перетаскивать сам объект мышью (нажмите Ctrl, чтобы двигаться строго по горизонтали или вертикали)

    изменять размер объекта, перетаскивая мышью любую из стрелок (нажмите Ctrl, чтобы сохранить исходное отношение ширины и высоты).

Если щелкнуть по объекту еще раз, вид стрелок изменится. Теперь можно:

    поворачивать объект мышью при помощи угловых стрелок (с нажатой Ctrl объект поворачивается на углы, кратные 15 градусам),

    выполнять скос объекта с помощью не угловых стрелок.

Можно использовать поля ввода на верхней панели для установки точных значений координат (X и Y) и размеров (W и H) выделенных объектов.

С нажатой клавищей Shift выбираются несколько объектов. Esc снимает любое имеющееся выделение. Ctrl+A выделяет все объекты в документе.

Дублирование и Клонирование объекта

Дублирование объекта (Ctrl+D). Дубликат располагается точно над исходным объектом, становится выделенным, и можно сразу перемещать его мышью или клавишами со стрелками.

При создании дубликата объекта (дублировании) мы получаем точную копию объекта - его дубль. Каждый дубль при этом является вполне самостоятельным объектом, который в дальнейшем можно изменять произвольным образом. При этом произведенные изменения никак не отражаются ни на исходном объекте, ни на других дублях.

Иначе обстоит дело при клонировании.

Клонирование объекта - его точная копия, связанная с исходным объектом. Все изменения исходного объекта распространяются на его клоны. При этом изменения отдельного клона никак не отражаются ни на исходном объекте, ни на других клонах. Для клонирования объекта необходимо выделить исходный объект и выбрать в меню Правка пункт клон ‒ создать клон. Клон помещается над объектом и становится выделенным. Так же, как и дубликат, его можно перемещать при помощи мыши или стрелок.

Видоизменение клона никак не влияет на оригинал, но изменения оригинала, например размер объекта и/или цвет заливки, немедленно отражаются на клоне.

Из клонов можно создавать узоры. Для этого нужно выделить исходный объект и выбрать в меню Правка пункт Клон - Создать узор из клонов.

Логические операции над объектами

Команды в меню "Контур" позволяют вам объединять два и более объектов, используя логические операции. Операции Разность и Исключающее ИЛИ могут применяться только к двум выбранным объектам; другие могут применяться к любому количеству объектов. Получаемый объект всегда использует настройки стиля (заливки и штриха) нижнего объекта. Сумма сливает два объекта и делает из них один. Использование команды Исключающее ИЛИ выглядит похожим на команду Объединить, но разница заключается в том, что Исключающее ИЛИ добавляет узлы в местах пересечения изначальных контуров. Разница между командами Разделить и Разрезать контур состоит в том, что первая разрезает целостность нижнего объекта контуром верхнего объекта, в то время как вторая режет только штрих нижнего объекта и убирает заливку (это удобно для разрезания штрихов незалитых объектов).

Копирование стиля

Если стиль одного объекта (например, квадрата) нужно привести к стилю уже настроенного объекта (например, круга) нужно выбрать круг нажать Ctrl+C , для копирования круга. После этого выбираем квадрат и жмем Shift+Ctrl+V , чтобы применить стиль скопированного объекта. Вместо вставки в рабочее поле нового круга, стиль скопированного объекта будет применен на квадрате.

Слои (layers)

Слои (layers) часто используются для того, чтобы разделить части одного изображения на части. Все слои упорядочены относительно друг друга, поэтому один слой может быть фоном для другого и при этом скрывать третий.

Панель "Слои" вызывается клавишами Shift+Ctrl+L или можно использовать кнопки в нижней части интерфейса Inkscape.

Панель "Слои" позволяет сделать:

    Можно выбрать слой щелкнув по его имени в списке слоев. С выбранным слоем можно работать.

    Слой можно переименовать. Сделайте двойной щелчок на его имени.

    Если щелкнуть на изображение глаза слава от имени слоя, слой можно сделать невидимым. Использовать можно и видимые и не видимые слои. Скрывая слой, мы получаем возможность работать со слоем лежащем ниже, так же можно скрывать слои созданные как черновики и для хранения комментариев!

    Изображение замка левее названия слоя позволяет сделать слой не редактируемым и не выбираемым, говорят «запереть» слой. Это чрезвычайно полезно при работе сложными изображениями, так как в ходе работы будет накапливаться масса всего. Вы оставляете слой, которым работаете в данный момент редактируемым и блокируете редактирование других слоев, на случай случайно испортить что либо в них.

    Кнопки стрелок внизу окна позволяют изменять расположение слоя относительно других. Можно перемещать слой по шагам в низ или вверх, либо переместить слой на самый верх или низ с помощью кнопок со стрелочками и чертой. Слой на верху списка, выше других слоев, слой в конце списка самый нижний.

    Кнопки «Плюс» и «Минус» позволяют добавлять и удалять слои соответственно.

    «Непрозрачность» (Opacity) позволяет менять прозрачность слоя, это очень полезно для всевозможный эффектов. Это так же полезно для слоев с рабочими заметками. Я предпочитаю использовать «Каллиграфическое перо» (calligraphic brush tool) в левой части экрана, в отдельном черновом слое. Тогда я могу взять слой целиком, сделать его частично прозрачным, переместить его на самый верх, затем заблокировать его. Таким образом я могу дорабатывать свой основной рисунок имея наглядное представление о новом слое.

Инструменты рисования

Прямоугольник

При помощи инструмента прямоугольники и квадраты можно построить прямоугольник, перемещая мышь по холсту и удерживая нажатой левую клавишу мыши. Если при этом удерживать нажатой клавишу ctrl, получится квадрат. Меняя на панели вверху параметры Горизонтальный радиус и Вертикальный радиус, можно получить квадрат со скругленными краями (то же самое, но с меньшей точностью, можно сделать при помощи круглых угловых маркеров). Для того чтобы отменить закругление объекта и вернуть его в исходное состояние (прямоугольник), можно нажать на панели свойств кнопку Не закруглен.

Эллипс

При помощи инструмента "круги, эллипсы и дуги" можно построить эллипс, перемещая мышь по холсту и удерживая нажатой левую клавишу мыши. Если при этом удерживать нажатой клавишу Сtrl, получится круг (удержание Ctrl сохранит пропорции фигуры такими, какими они были в начале, меняется только размер. Удерживая Shift+Ctrl мы изменяем размер круга от его центра, а не от противоположного угла.

Меняя на панели вверху параметры Начало и Конец, можно получить сегмент круга (то же самое, но с меньшей точностью, можно сделать при помощи круглых угловых маркеров). Установив флажок в поле Открыть дугу, можно превратить сектор в сегмент. Для того, чтобы вернуть объект в исходное состояние (эллипс), можно нажать на панели свойств кнопку Сделать целым.

Звезды и многоугольники

Перемещая мышь по холсту и удерживая нажатой левую клавишу мыши, можно построить многоугольник. Меняя на панели вверху параметр Отношение радиусов, можно получать различные фигуры, от выпуклого многоугольника (при значении, равном 1) до звезды с очень тонкими лучами (при значении, равном 0,1). Так же можно изменить количество углов и степень скругления. Каждый многоугольник содержит два ромбовидных маркера. Они позволяют изменять форму многоугольника различным образом. Например, можно получать интересные фигуры, вращая внутренний или внешний маркер вокруг центра фигуры.

Спираль

Инструмент "спираль" позволяет создавать простые и логарифмические спирали. На панели параметров можно изменить количество витков спирали, степень «раскрученности» (нелинейность) и величину внутреннего радиуса

Перо и Карандаш

Перо и Карандаш создают так называемые контуры. Контур - это последовательность отрезков прямых линий, и/или кривых Безье, которая как и любой другой объект в Inkscape может иметь собственные параметры заливки и штриха. В отличие от фигур контур может свободно редактироваться смещением любого из его узлов (а не только предустановленных рычагов) или перетаскиванием его сегмента.

Меню Текст

Текст можно расположить вдоль какой-либо кривой. Для этого нужно выделить одновременно нужный текст и кривую и выбрать в меню Текст пункт Разместить по контуру. Текст разместится по кривой, начиная от левого ее края. Для того чтобы снять текст с контура, нужно в меню Текст выбрать пункт Снять с контура.

 
Статьи по теме:
Прошивка телефона, смартфона и планшета ZTE
On this page, you will find the official link to download ZTE Blade L3 Stock Firmware ROM (flash file) on your Computer. Firmware comes in a zip package, which contains Flash File, Flash Tool, USB Driver and How-to Flash Manual. How to FlashStep 1 : Downl
Завис компьютер — какие клавиши нажать на клавиатуре, как перезагрузить или выключить
F1- вызывает «справку» Windows или окно помощи активной программы. В Microsoft Word комбинация клавиш Shift+F1 показывает форматирование текста; F2- переименовывает выделенный объект на рабочем столе или в окне проводника; F3- открывает окно поиска файла
ISBN, УДК, ББК, штриховые коды, выходные данные
Для публикации работы (статьи, книги, диссертации) автору необходимо указать тематический раздел (индекс) существующих классификаций, к которому эта работа относится, и авторский знак. Классификационные индексы издания – это индексы УДК,ББК и ГРНТИ. УДК –
Скачать клавиатурный тренажер для детей на русском бесплатно
Основные возможности уникальный альтернативный вариант для расположения рук на клавиатуре; поддержка различных раскладок и языков; звуковые эффекты для музыкального сопровождения работы; специальные уроки, которые помогают запоминать расположение клави